Целью статьи является выявление и анализ взаимосвязи между качеством управления организационными изменениями и уровнем производительности труда сотрудников в контексте цифровой трансформации предприятия. Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс следующих задач. На основе анализа современных исследований (McKinsey, Prosci, Forbes) систематизированы ключевые барьеры на пути цифровой трансформации, связанные с человеческим фактором и управлением. Определена и детализирована структура организационно-управленческих факторов, формирующих систему управления изменениями, включая поддержку руководства, внутрикорпоративные коммуникации, адаптацию и мотивацию персонала, а также стратегическое планирование. Раскрыты причинно-следственные связи между каждым из выделенных факторов и показателями производительности труда, объяснены такие феномены, как «сопротивление изменениям» и «усталость от изменений». Разработаны практические рекомендации для менеджмента по формированию эффективной системы управления изменениями, направленной на минимизацию рисков и максимизацию положительного воздействия цифровизации на производительность труда. Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении организационно-управленческих факторов не как вспомогательных, а как ключевых детерминант производительности, формирующих «социальный капитал» цифровой трансформации. Доказано, что инвестиции в управление изменениями являются не менее важными, чем инвестиции в технологии, для достижения устойчивых конкурентных преимуществ.
В статье рассматриваются социальные изменения, происходящие в глобальной системе мирового хозяйства. Исследованы причины кризиса, сложившегося после Второй мировой войны международного социально-экономического и политического порядка, главными из которых являются идеология и практика неоколониализма и попытки организовать жизнь мирового сообщества, опираясь не на нормы и принципы международного права, а на сформулированные мировым меньшинством и выгодные исключительно этому меньшинству некие “правила”. В статье определены социально-экономические факторы глобальных социальных трансформаций, которые подрывают основы либеральной глобализации. Среди них – усиление роли развивающихся стран в мирохозяйственных связях, стремящихся к формированию многополярного мира как содружества равноправных народов и установлению более справедливой системы международных политических и эконмических отношений. Особое внимание уделено углублению глобального неравенства и обострению противостояния между Севером и глобальным Югом. Обоснован объективный характер происходящих в мире социальных изменений. Подтверждена значимость политики российского государства, направленной на укрепление национального суверенитета, в том числе в сфере экономического развития, в условиях жестких экономических и политических санкций, введенных против нашей страны коллективным Западом.
В представленной работе анализируются перспективные направления цифровой трансформации предприятий народных художественных промыслов с целью обеспечения их устойчивого развития в современных условиях. В статье рассмотрены инновационные решения для оптимизации бизнес-процессов. Особое внимание уделено необходимости активного внедрения цифровых технологий и сотрудничеству с молодыми специалистами для повышения конкурентоспособности и экономической устойчивости отрасли. В частности, рассматриваются риски сохранения традиционных промыслов без модернизации в условиях динамично меняющейся экономической среды.
Исследуется влияние технологий искусственного интеллекта на научные исследования. Рассматриваются возможности и перспективы интеграции указанных технологий в юридическую науку и образование, анализируются возникающие при этом риски и этические вопросы. Автор предлагает пути адаптации научного процесса к новым условиям, подчеркивая необходимость разработки регуляторов и сохранения баланса между традиционными методами исследования и инновационными технологиями. Делается вывод о важности ответственного и обдуманного использования технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности научной деятельности при соблюдении академических стандартов
Статья исследует эволюцию категории «экономические интересы сельского населения» от классической политической экономии до цифровой экономики знаний. Используя историкологический и формационно-цивилизационный подходы, проанализировано, как смена технологических укладов меняет иерархию интересов субъектов сельской экономики (домохозяйств, фермеров (мелких, крупных), государственных структур): от общинно-уравнительных моделей к доминированию интересов носителей человеческого капитала сельского хозяйства. В постиндустриальной экономике ключевым в сельском хозяйстве становится примат интересов носителей человеческого капитала аграрного сектора, что требует пересмотра механизмов согласования и обновления классификации экономических интересов сельского населения, а также разработки инструментов мотивации и стимулирования инвестиций в человеческий капитал сельского хозяйства.
В статье рассматриваются текущие цифровые преобразования в судостроительной отрасли, особое внимание уделяется тому, как новые технологии, такие как искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение (ML), блокчейн, Интернет вещей (IoT), цифровые дневники и расширенный анализ данных, меняют производственные процессы, требования к навыкам персонала и результаты устойчивого развития судостроительной отрасли. Проведенный анализ различных источников показал, что цифровая трансформация судостроительной отрасли является сложным управленческим процессом, для реализации которого необходимо применять комплексный подход по изменению бизнес-процессов и организационной культуры судостроительных предприятий. Опираясь на опыт различных стран и действуя в рамках импортозамещения, специалисты Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) направляют все силы на разработку отечественных программ, внедрение которых будет способствовать взаимодействию всех участников судостроительной отрасли и поможет заменить зарубежных производителей, которые покинули Россию из-за санкций западных стран.
Цель. На водные пути выходят морские автономные и дистанционно-управляемые надводные суда (МАНС), безэкипажные суда внутреннего плавания (БЭС). Интеллектуальной становится инфраструктура водных путей. Повышается интеллектуальный уровень морских и речных портов, портовых терминалов и пристаней. Масштабное внедрение информационных технологий, технологий автоматизированного управления, автоматического управления и искусственного интеллекта существенно расширило ландшафт угроз транспортной безопасности водных интеллектуальных транспортных систем (ИТС) угрозами не физического происхождения. На изменение ландшафта угроз необходимо своевременно реагировать, чтобы не возникало разрыва между реально достигнутым уровнем интеллектуализации и совокупностью мер по обеспечению транспортной безопасности водных ИТС. Проблемы. Подмена или изменение показаний датчиков МАНС (БЭС) или сигналов, получаемых их исполнительными устройствами, может привести к изменению направления движения судов и вызвать их столкновения между собой или с объектами инфраструктуры, посадку на мель, а то и вовсе захват МАНС (БЭС) и находящихся на них пассажиров, грузов и сопровождающих их лиц. Несанкционированный доступ к информации в автоматизированных системах управления портовых терминалов может быть использован для злонамеренного шифрования информации. Это может вызвать блокировку погрузочно-разгрузочных работ в порту, срыв расписания движения судов, нарушение логистических операций в масштабах до национального уровня. Последствия национального уровня могут классифицироваться как нарушение безопасности критической информационной инфраструктуры страны, связанное с транспортной небезопасностью водной ИТС. Общей для различных ИТС является проблема цифрового неравенства автоматизированных систем технологического и корпоративного управления в сфере безопасности вышеназванных технологий.
Методы. Обеспечение транспортной безопасности водных ИТС требует применения всего доступного комплекса методов, средств и мер защиты. Правовая база обеспечения транспортной безопасности должна учитывать весь спектр актуальных видов незаконного вмешательства в функционирование водных ИТС и обязывать к планированию и выполнению соответствующего ему комплекса защитных мероприятий. В статье применены методы системного анализа и обеспечения комплексной безопасности сложных систем.
Результаты. Проведен анализ новых видов угроз транспортной безопасности водных транспортных систем и нормативной правовой базы обеспечения их транспортной безопасности. Выявлено, что новые виды угроз транспортной безопасности водных транспортных систем в них не учтены и, как следствие, в планах обеспечения транспортной безопасности отражения не находят. Рассмотрена архитектура водных ИТС в виде интегрированной автоматизированной системы корпоративного и технологического управления, применение которой направлено на динамичное согласование моделей водных ИТС с моделями актуальных угроз транспортной безопасности в информационной сфере.
Заключение. Для обеспечения транспортной безопасности водных ИТС необходимо учитывать новые виды угроз, которые связаны с недекларированными возможностями и уязвимостями информационных технологий, технологий автоматизированного управления, автоматического управления и искусственного интеллекта. Рассмотренные проблемы носят системный характер, так как незаконное вмешательство в функционирование водных ИТС может негативно влиять на другие системы критической информационной инфраструктуры. Это следует учитывать при разработке нормативных правовых актов по обеспечению транспортной безопасности на водном и других видах транспорта.
Цель. Анализ эволюции и роли Центра обучения АО «НИИАС» в контексте цифровой трансформации железнодорожной отрасли, преодоления «компетентностного вакуума» и формирования кадрового потенциала для обеспечения технологического суверенитета. Определение методологических основ и перспективных направлений деятельности Центра как интегратора передовых компетенций.
Методы. В исследовании применяются историко-логический анализ этапов развития Центра обучения, системный подход к рассмотрению его роли в отраслевой экосистеме «РЖД – НИИАС – ВУЗы», а также методология проблемно-ориентированного обучения, основанная на принципе «учить понимать океан, а не давать рыбу». Использованы методы каскадной передачи знаний и моделирования интеграционных процессов в образовательной среде.
Результаты. Выявлены и охарактеризованы ключевые этапы трансформации миссии Центра обучения: от ликвидации системных пробелов в знаниях персонала к проактивному формированию единого поля компетенций и созданию профессий будущего. Раскрыта уникальная методология «живого» обучения, позволяющая минимизировать разрыв между образовательными программами и реальными требованиями к внедрению инноваций, таких как «виртуальная сцепка» и роботизированные комплексы. Разработана и представлена каскадная модель интеграции, обеспечивающая синхронизацию знаний между разработчиками технологий (АО «НИИАС»), заказчиком (ОАО «РЖД») и образовательными учреждениями. Анонсированы новые программы профессиональной переподготовки по роботизации, запуск которых запланирован на 2026 год: «Бизнес-аналитик по роботизации процессов на железнодорожном транспорте» и «Аудитор по роботизации производственных процессов на транспорте».
Выводы. Деятельность Центра обучения АО «НИИАС» эволюционировала в направлении создания системы опережающей подготовки кадров, что позволяет не только реагировать на текущие вызовы, но и проактивно формировать будущее железнодорожного транспорта. Центр позиционируется как ключевой элемент интеллектуальной защиты критической инфраструктуры, чья методология и интеграционная модель способствуют преодолению «компетентностного вакуума», повышению безопасности движения и обеспечению технологического суверенитета отрасли. Перспективным направлением развития признано создание единой цифровой образовательно-производственной экосистемы («Цифровой контур подготовки кадров РЖД»).
В статье рассматривается роль неформальных коммуникаций в укреплении организационной идентичности в условиях цифровой среды.
Цель исследования заключается в раскрытии влияния цифровых технологий на форматы и эффективность неформального взаимодействия, а также в разработке практических рекомендаций по интеграции таких инструментов в коммуникационные стратегии организаций. Авторы опираются на анализ теоретических подходов, обзор современной российской практики, а также результаты исследований, отражающих специфику функционирования цифровых платформ и каналов коммуникаций. Показано, что цифровые технологии расширяют возможности неформального общения, повышают его скорость и охват, но одновременно создают риски информационной перегрузки, фрагментации коммуникаций и утраты корпоративных ценностей. Предложены конкретные инструменты, включая корпоративные порталы, внутренние социальные сети, мессенджеры и платформы для совместной работы, с рекомендациями по их адаптации к организационной культуре. Сделан вывод о том, что системная интеграция неформальных коммуникаций в цифровую среду содействует укреплению чувства принадлежности сотрудников, повышению их вовлеченности и формированию позитивного имиджа компании.
Статья посвящена исследованию организации документооборота в цифровой среде как главного фактора повышения управленческой эффективности современных организаций.
Целью работы является анализ и обоснование подходов, способствующих оптимизации процессов электронного документооборота с учетом технологических, организационных и правовых аспектов. В ходе исследования проведен анализ современных электронных систем и практик их внедрения, рассмотрены функциональные возможности, требования к интеграции и безопасности. Авторы выделяют преимущества цифрового документооборота, включая сокращение времени обработки документов, снижение затрат на их хранение и пересылку, повышение прозрачности процессов и качества управленческих решений. Отмечено, что успешная реализация цифрового документооборота зависит от технологической модернизации, разработки регламентов и обучения персонала. Значимость работы заключается в систематизации теоретических и практических аспектов внедрения электронного документооборота и формировании рекомендаций, которые могут быть использованы в корпоративных структурах с целью повышения эффективности управления. Предложенные в статье выводы и рекомендации имеют прикладное значение, т. к. учитывают специфику российского законодательства и особенности отраслевой интеграции цифровых систем.
Статья посвящена исследованию социальных аспектов развития корпоративной культуры в условиях удаленной и гибкой занятости, обусловленной тенденциями цифровизации и трансформацией моделей организации труда.
Цель работы заключается в выявлении факторов, влияющих на изменение ценностных ориентиров и механизмов взаимодействия в распределенных коллективах, а также в оценке эффективности применяемых методов управления коммуникациями и адаптации сотрудников. В исследовании использован анализ научных источников, нормативно- правовой базы и практического опыта российских компаний, которые позволили обосновать выводы и рекомендации. Авторы выявили, что успешное развитие корпоративной культуры в цифровой среде требует интеграции гибких управленческих подходов, систем наставничества и поддержки сотрудников, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности, снижение текучести кадров и рост производительности. Уделено внимание необходимости адаптации корпоративных ценностей к новым форматам работы, сохранению организационной идентичности и преодолению социальных барьеров в удаленных командах. Особенность исследования заключается в том, что оно формирует теоретическую и практическую основу для выработки эффективных инструментов управления корпоративной культурой в условиях удаленной и гибридной занятости.
Статья посвящена осмыслению процессов цифровой трансформации в секторе малого и среднего предпринимательства. В отличие от устойчивой риторики о прогрессивном характере цифровизации, анализ показывает наличие скрытых противоречий, связанных с институциональной неподготовленностью, когнитивной фрагментацией и организационной уязвимостью. Цифровые изменения затрагивают не только технические параметры, но и структуру управленческих решений, формы координации, распределение мотивации и внутренние механизмы адаптации. Особое внимание уделено феномену теневых цифровых траекторий и формированию горизонтальных сетей взаимопомощи как альтернативной модели институционального сопровождения.