В статье рассмотрены вопросы стратегического планирования национального развития в социально-философском дискурсе культурных трансформаций. Суть специфики национального стратегического планирования состоит в смысловом разграничении стратегии и тактики, стратегических и тактических задач, а также в различении целей и средств, необходимых для осмысления любого рационального действия. В статье поднимаются такие вопросы, как прогнозирование социальных и политических процессов, футурологические подходы к прогнозам и выстраивание прогнозов на основании цивилизационного подхода. В частности, для сравнения автор приводит труды американских и отечественных философов и политологов, дававших прогнозы национального развития и закладывавших в основу стратегического планирования именно культурные, цивилизационные основания. В статье делается вывод, что стратегическое планирование на уровне государства невозможно без способности прогнозирования и моделирования развития всего мира, всех его регионов и основных межрегиональных объединений. Это особенно актуально в условиях активного формирования глобального миропорядка, который вряд ли можно назвать порядком, но при этом текущая социальная, политическая, экономическая и демографическая динамика не является управляемым хаосом. Идет активный переход от однополярного мира к многополярному. Отмечается, что как никогда остро ощущается нехватка теоретической базы, адекватно объясняющей задачи происходящего и прогнозирующей будущее, хотя активные действия мировых игроков свидетельствуют об их стремлении вмешиваться в сложившиеся порядки и управлять происходящими изменениями. Еще один важный вывод, сделанный автором в настоящей статье, состоит в том, что на смену парадигме устойчивого развития приходит новая, ключевую роль в которой играет понятие «большие вызовы». Это понятие рождается в рамках исторической и культурологической наук, но его последующая эволюция показывает мощный конвергентный потенциал данного концепта и выстраиваемого на его основе концептуального каркаса. Парадигма больших вызовов необходима для объяснения и прогнозирования событий в сфере политики и экономики, государственного строительства и обеспечения национальной безопасности. Данная парадигма больших вызовов все еще находится в стадии концептуальной проработки, а также в выявлении и описании ее философских оснований.
В статье рассматриваются теоретические основы и особенности практического применения интегрированных маркетинговых коммуникаций в некоммерческих организациях. Определенны основные преимущества интегрированных маркетинговых коммуникаций
В статье дана оценка факторов, влияющих на развитие территориальных рынков жилья в Краснодарском крае. Обоснованы стратегии развития рынка жилья в регионе с учетом социально-экономических особенностей отдельных территорий
Статья посвящена исследованию стратегических направлений развития пресс-службы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. В результате предложения были сгруппированы в семь ключевых блоков: внедрение автоматизированных систем управления контентом, цифровизация таблицы инфоповодов, модернизация SEO, развитие digital-аналитики, оптимизация соцсетей, расширение медиаплатформ и запуск e-mail коммуникаций. Каждое направление сопровождается обоснованием, прогнозом эффектов и инструментальной базой (SMMplanner, Google Apps Script, Bitrix24 и др.), что позволяет переходить от концептуального уровня к конкретному плану действий. Результаты данного исследования могут быть адаптированы и масштабированы для других вузов России, находящихся в процессе цифровой трансформации своих коммуникационных структур. Унифицированная модель автоматизации, типология инструментов, примеры контентных стратегий и аналитика эффектов создают универсальный методический инструментарий, соответствующий задачам повышения информационной открытости, цифровой зрелости и конкурентоспособности российских университетов в XXI в.
Исследовательская статья подготовлена в рамках проводимого автором научного исследования о совершенствовании теоретических и правовых основ таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе в рамках взаимодействия с Всемирной таможенной организацией. Задача. Проанализировать существующие подходы и правовые средства международного таможенного сообщества, в том числе Всемирной таможенной организации (ВТамО), Европейского союза (ЕС) и Евразийского экономического союза (Союза) по анализу эффективности деятельности таможенных органов для целей совершенствования таможенного регулирования. Выводы. Исследовательская статья посвящена проблематике модернизации права Союза в сфере таможенного регулирования на основе анализа уровня развития таможенных служб государств-членов ЕАЭС. Предмет исследования - материалы рабочей группы ВТамО по анализу эффективности, свод таможенных стандартов ЕС, а также методологические подходы Евразийской экономической комиссии по анализу состояния развития таможенных органов. Сформированные методологические подходы, а также предложения могут быть использованы для разработки Евразийской экономической комиссией (Комиссия) методики анализа уровня развития таможенного урегулирования в государствах-членах Союза, а также создания в перспективе Свода таможенных стандартов ЕАЭС, как правого инструмента и мероприятия при формировании документов стратегического планирования, задающих основные векторы дальнейшего интеграционного взаимодействия в Союзе. Социальные последствия. Проведение исследования сопряжено с реализацией пунктов Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года1 по направлению 3 «совершенствование таможенного регулирования в рамках Союза». Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для блока по таможенному сотрудничеству Комиссии, могут быть использованы специалистами таможенных органов государств - членов Союза, экспертами Комиссии для организации стратегического планирования и формирования правовых основ модернизации права Союза. Выводы и предложения, а также разработанные опросные формы могут быть рекомендованы для рассмотрения на заседании рабочей группы ВТамО по анализу эффективности деятельности таможенных органов в качестве регионального (евразийского) опыта. Статья рекомендуется научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и иным категориям обучающихся в Российской таможенной академии, в других вузах и региональных учебных центрах ВТамО по специальностям «Таможенное дело» и «Юриспруденция». Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО, Комиссии, ЕС и таможенных органов государств-членов Союза и является результатом комплексного исследования вопроса совершенствования права Союза на основе передовой практики таможенного администрирования, а также правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации.
В условиях высокой неопределенности и изменчивости внешней среды способность компаний эффективно управлять инновациями становится ключевым фактором их устойчивого развития и конкурентоспособности. Актуальность темы инновационного менеджмента обусловлена возрастающей ролью инноваций в обеспечении долгосрочного успеха бизнеса.
Цель статьи - проанализировать современные инструменты и методы менеджмента инноваций, позволяющие предприятиям повышать эффективность инновационной деятельности.
Объект исследования - процессы управления инновациями на предприятии, предмет - технологии и инструменты инновационного менеджмента. В работе подробно рассматриваются такие инструменты, как форсайт, краудсорсинг, бенчмаркинг, маркетинг инноваций. Анализируется их влияние на разные особенности деятельности предприятий: разработку стратегии, организационную культуру, маркетинг, оптимизацию бизнес-процессов. Особое внимание уделяется вопросам оценки экономической эффективности инноваций, а также созданию благоприятных организационных условий для инновационной деятельности. Формулируются конкретные рекомендации для менеджеров по совершенствованию управления инновациями на предприятиях.
В статье рассматриваются различные классификации стратегий в системе стратегического управления с акцентом на применение в сельскохозяйственном производстве. Анализируются подходы известных исследователей, которые предлагают многоуровневую и многофакторную структуру стратегий, включающую корпоративные, конкурентные и функциональные уровни. В статье особое внимание уделяется специфике аграрного сектора, учитывающей природные условия и сезонность. Представлены классификации стратегий по различным признакам: уровню, направлению, срокам, типу ресурсов и целям, а также с учетом современных экономических, технологических и инновационных возможностей (инновационность, диверсификация, географический охват и степень интеграции). Подчеркивается необходимость комплексного анализа внутренней и внешней среды предприятия для выбора оптимальных стратегий с учетом отраслевой специфики и финансовой устойчивости. Сделан вывод, что предложенные классификации способствуют формированию системного подхода к стратегическому планированию в сельском хозяйстве и повышению эффективности управления аграрными предприятиями в условиях динамично меняющейся экономической среды.
Исследовательская статья подготовлена в рамках проводимого автором научного исследования о совершенствовании теоретических и правовых основ таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (Союз, ЕАЭС) в рамках взаимодействия с Всемирной таможенной организацией. Задача. Сформировать научно-методические подходы к созданию матрицы данных как приоритетного инструмента развития механизма «единого окна» в государствах-членах Евразийского экономического союза (матрица данных). Выводы. Исследовательская статья посвящена вопросу создания матрицы данных в рамках реализации пункта 9.4. Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (Стратегические направления). Сформированные в статье методологические подходы, а также предложения могут быть использованы в ходе экспертной работы по совершенствованию таможенного регулирования и упрощению процедур торговли в ЕАЭС. Социальные последствия. Проведение исследования сопряжено с реализацией Стратегических направлений по направлению 9 в части ведения Комиссией совместно с государствами-членами работ по выработке приоритетных инструментов реализации механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД. Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для блока по таможенному сотрудничеству Комиссии и могут быть использованы его экспертами в рамках функционирования рабочей группы Комиссии по выработке приоритетных инструментов реализации механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД. Статья рекомендуется научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и иным категориям обучающихся в Российской таможенной академии, в других вузах и региональных учебных центрах ВТамО по специальностям «Таможенное дело» и «Юриспруденция». Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности Комиссии и является результатом комплексного исследования вопроса совершенствования права Союза и упрощения процедур торговли на основе передовой практики таможенного администрирования.
Статья посвящена стратегиям ценообразования на рынке розничной торговли с акцентом на продовольственные товары. Автор разбивает группы товаров по коэффициенту эластичности спроса по цене. В статье рассматриваются стратегии установления высокой и низкой цен для близлежащих магазинов с идентичным ассортиментом в одном ценовом сегменте. Используются методы теории игр и экономической теории для объяснения механизмов ценообразования. Выявлены наилучшие стратегии для каждой из групп товаров.
Совокупность требований устойчивого развития создает сложную системную проблему, решение которой напрямую зависит от создания адекватного инструментария для анализа стратегических направлений устойчивого развития агропродовольственных систем различного уровня. Целью авторов настоящей статьи был анализ современных предложений российских исследователей по совершенствованию методов стратегического планирования устойчивого развития продовольственных систем и актуальных возможностей их дополнения и развития. В современных условиях влияние неопределенностей внешнего экономического окружения, межрегионального обмена продовольствием и изменения биоклиматического потенциала территорий необходимо рассматривать в рамках единой задачи перевода продовольственной системы нашей страны в режим безопасного и устойчивого развития. В этих условиях аппарат экономико-математического моделирования требует существенной доработки, обеспечивающей большую системность отражения действительности, что является актуальной научной проблемой. Модель АПК и информационно-аналитическая система Декарбон-СХ, представленные с различных сторон в настоящей работе, обладают параметрами, позволяющими их использовать в рамках созданной цифровой платформы стратегического планирования.
В условиях геополитической турбулентности кондитерская отрасль Российской Федерации и Донецкой Народной Республики рассматривается как значимый сегмент продовольственного рынка, требующий системной государственной поддержки и применения инновационных методов стратегического управления. В статье обоснована актуальность использования геомаркетинга (компонента «place» в маркетинг-миксе 5P) для диагностики конъюнктуры кондитерских рынков, выделения фокус-групп потребителей и оптимизации деятельности хозяйствующих субъектов. Представлены результаты типизации продукции на основе международных классификаторов, анализа внешнеторговых потоков и диагностики ключевых геосегментов. На основе статистических, графических и аналитических методов проведено прогнозирование основных показателей развития отрасли на 2024-2026 гг. Выявлены разнонаправленные тенденции функционирования российских и региональных предприятий, включая предприятия Донецкой Народной Республики, подтверждающие необходимость комплексных мер регулирования. Разработан организационный механизм совершенствования функционирования кондитерского рынка ДНР и определены стратегические направления его развития в условиях усиливающейся конкуренции и инновационных сдвигов. Сформулированы практические рекомендации для органов государственного управления и предприятий, направленные на укрепление конкурентоспособности, расширение экспортного потенциала и обеспечение национальной продовольственной безопасности.
Введение. Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием современной лингвистики к механизмам языкового манипулирования в медиадискурсе. В связи с этим возникает необходимость детального анализа языковых средств, используемых для реализации стратегии лингвистической демагогии в аналитических медиатекстах экономической направленности. Цель исследования – расширение научного знания о лингводемагогических стратегиях и тактиках в их вербальном выражении.
Материалы и методы. В качестве исследовательского материала отобраны языковые примеры из англоязычной аналитической статьи на экономическую тематику, опубликованной в британском новостном издании The Guardian. Основу методологической базы составили контент-анализ и лингвистический анализ.
Результаты исследования. Проанализированы ключевые стратегии и тактики лингвистической демагогии, такие как генерализация, противопоставление референтной группе и использование глагольной метафоричности. Выявлены конкретные языковые маркеры, включая местоимения множественного числа, собирательные существительные и метафорические глаголы. На примерах показано, как эти средства формируют манипулятивный эффект в экономическом медиатексте.
Обсуждение и заключение. Данное исследование расширяет научное понимание применения стратегий лингвистической демагогии в медиатекстах экономической направленности. Материалы исследования могут быть полезны для проведения комплексных исследований, посвященных феномену языкового манипулирования в текстах различных видов дискурса.