Отношения между Россией и Того имеет сравнительно недолгую историю, однако изучение истории российско-тоголезских отношений, значимых моментов взаимодействия стран способствует формированию позитивного образа России на мировой политической арене, закреплению представления о России и Того как о стратегических партнерах, имеющих исключительно положительный опыт межгосударственного сотрудничества. Объектом исследования являются двусторонние отношения между Российской Федерацией и Тоголезской Республикой. Предметом изучения послужили особенности исторического развития политических, экономических, культурных и академических связей между названными государствами. Актуальность настоящей работы определяется интенсивным развитием двусторонних отношений между указанными странами. Авторы приходят в выводу о том, что основой дальнейших успешных международных отношений могут стать культурные и академические связи. В ходе исследования авторами были использованы исторический, статистический и аналитический методы, методы синтеза и анализа, общенаучные методы. Научная новизна данной статьи заключается в комплексном рассмотрении российско-тоголезских отношений, включающем не только политические и экономические аспекты, но и академические связи и культурный обмен. Цель настоящего исследования связана с выявлением ключевых этапов в развитии российско-тоголезских отношений. Были проанализированы основные дипломатические соглашения, подписанные между странами в советский период и в период новейшей истории. Особое внимание авторы уделяют академическим связям. Проанализированы исследования советских и российских ученых, посвященные проблемам Тоголезской Республики, а также отмечены работы тоголезских исследователей в области экономики, культурологии, филологии и сельского хозяйства. Очевидно, что требуется восстановление утраченных в постсоветский период экономических, дипломатических, культурных, спортивных и академических связей.
Статья посвящена исследованию особенностей стратегического партнерства России и Китая в военной сфере. Цель предлагаемого исследования заключается в определении степени зрелости и траектории развития стратегического сотрудничества Китая и России в военной сфере. Задачами данной работы выступает рассмотрение особенностей релятивистского подхода к военному сотрудничеству в двусторонних отношениях, а также эмпирический анализ военного сотрудничества России и Китая. Автор разделяет межгосударственные отношения в военной сфере на три степени зрелости: низкую, среднюю и высокую. Каждой степени зрелости соответствуют определенные показатели стратегического партнерства. Так к низкой степени зрелости относятся меры укрепления доверия и механизм консультаций. К военному партнерству среднего уровня - военно-техническое сотрудничество и регулярные военные учения, а к сотрудничеству высокой степени зрелости - объединенное военное командование, совместное размещение войск, а также общая оборонная политика. Методологической основой исследования стал релятивистский подход, который позволил рассмотреть комплекс российско-китайских отношений в военной сфере в рамках стратегического партнерства. Анализ данных критериев в стратегическом партнерстве России и Китая позволил выявить, что после окончания холодной войны Китай и Россия наладили всестороннее военное сотрудничество, все аспекты которого развивались в течение последних двух десятилетий. Был введен в действие и институционализирован всеобъемлющий и многоуровневый механизм межвоенных консультаций, который учитывает международные обстоятельства. Крупномасштабные обмены по линии военно-технического сотрудничества, затрагивающего уже обмен технологиями, повысили уровень совместимости структур вооруженных сил и оборонно-промышленных комплексов двух стран. В заключении автор отмечает, что с момента окончания холодной войны Китай и Россия наладили обширное военное сотрудничество, различные аспекты которого развивались на протяжении последних двух десятилетий. В целом, военное сотрудничество России и Китая, протекающее в рамках стратегического партнерства, начало переходить в продвинутую стадию зрелости.
Статья посвящена анализу процесса развития стратегических отношений между Китаем и Россией с акцентом на анализ ключевых документов и заявлений, подписанные главами двух стран в период с 1996 по 2025 год. В ней рассматривается эволюция партнерства между Китаем и Россией, которое прошло путь от первоначального формирования понятия и содержания «стратегичности» до нынешнего «золотого века» «всесторонности», когда обе страны установили образец сотрудничества между великими державами в условиях сложного и изменчивого международного контекста. Эти новые межгосударственные отношения играют ключевую роль в реагировании на вызовы в мировой политике, содействии экономическому сотрудничеству и обеспечении глобальной и региональной безопасности. Статья подчеркивает, что российско-китайские отношения эволюционировали от прагматического взаимодействия в экономической сфере к всеобъемлющему стратегическому партнерству, включающему координацию на международной арене. Теоретической основой выступает реляционная теория мировой политики Цинь Яцина. Также автор использует междисциплинарный подход, опираясь на методы структурного реализма, историко-сравнительный и проблемно-хронологический анализ. Китай и Россия рассматривают друг друга как приоритетных партнеров, что подтверждается ростом двусторонней торговли и совместными усилиями по созданию нового международного порядка, основанного на принципах многополярности и взаимного уважения. В работе выделяются три ключевых периода развития российско-китайского сотрудничества: начальный этап (1996-2006), фаза стремительного роста (2006-2016) и современный “золотой период” всеобъемлющего партнерства (2016-настоящее время). Данное исследование предоставит новый взгляд на роль Китая и России в современных международных отношениях. Статья делает вывод о том, что российско-китайские отношения представляют собой уникальную модель сотрудничества великих держав, основанную на равноправии, доверии и взаимной выгоде. В будущем автор прогнозирует дальнейшее укрепление взаимодействия в политической, экономической и военной сферах, а также усиление координации в рамках международных организаций, таких как ООН, БРИКС и ШОС.
Целью исследования является анализ текущего состояния и среднесрочных перспектив развития экономики России на основе ее внешнеторговых взаимодействий. Выявлено, что российская экономика характеризовалась высокими рисками для инвестирования и барьерами внешнеэкономических взаимодействий, а также зависимостью от динамики мировых цен на сырьевые товары, составляющие основу ее экспорта. Показано, что в 2014-2023 гг. Россия столкнулась с санкциями (вначале - с «локальными», далее - с «широкомасштабными»), в результате которых увеличились риски функционирования ее экономики при смещении внешней торговли с европейского рынка в пользу дружественных государств: Китая, Индии, Турции, некоторых постсоветских стран и Бразилии. Выявлено, что по причине проявления эффекта «ловушки большой страны» ключевым фактором развития экономики России в среднесрочном периоде является динамика цен на сырую нефть, даже в условиях санкций. На основе международного и российского прогнозов показаны сценарии развития российской экономики в среднесрочной перспективе, основными параметрами которых является динамика цен на сырую нефть на мировом рынке, а также влияние государственной политики.
Становится очевидной взаимосвязь бедности и национального богатства обусловлена возрастающим значением процессов фрагментации мировой экономики и отказа от концепции коллективной борьбы с бедностью в пользу ответственности за решение проблемы на уровне национальных государств. Сегодня не существует единого подхода к решению задачи оценки достаточности ресурсов государства для реализации политики борьбы с бедностью. В этой связи видится необходимым выявить то, что представляет собой бедность, основанная на недостаточности ресурсов для ее преодоления, и какие факторы способствуют ее сохранению, а также разработать инструментарий ее оценки. В исследовании вводится и обосновывается методологически экономическая категория ресурсной бедности которая представляет собой уровень обеспеченности страны ресурсной компонентой национального богатства, связанных друг с другом и сбалансированных относительно собственного объема, который не позволяет государству реализовывать политику по снижению бедности. В данной статье методология исследования включает несколько ключевых этапов, направленных на глубокое понимание понятия ресурсной бедности и его влияния на экономическое развитие. На основе корреляционного анализа выделяются черты ресурсной бедности - для всех стран на уровне дохода 8,65 долл. США/день, для развивающихся - 9,75 долл. США/день, для развитых 9,95 долл. США/день. На основе анализа компонент национального богатства и их соотношения выделяются факторы, приводящие страны к ресурсной бедности в разрезе составляющих элементов национального богатства. На основе проведенного анализа соотношения компонент национального богатства и ресурсной бедности сделан вывод о том, что рост промышленного сектора в развивающихся странах может стать главным фактором повышения черты ресурсной бедности, тогда как дальнейшее продвижение сервисной экономики и цифровизация экономики создает риски и угрозы повышения глобальной бедности.
На сегодняшний момент развитие атомной энергетики является одной из наиболее технологически сложных отраслей энергетики, включающей в себя и ряд других подотраслей, в том числе и с высокой долей НИОКР. Она представляет собой явную демонстрацию технологического превосходства государств, ее развивающих, повышает их конкурентоспособность за счет выработки более дешевой электроэнергии, стимулирует развитие экономики и тем самым создает рабочие места. Тем не менее, на развитие мирного атома влияет ряд политических и экономических факторов, которые оказывают как сдерживающие, так и стимулирующие воздействия на отрасль. В условиях зеленого энергоперехода автором видится актуальным не только оценить динамику атомной энергетики в глобальном масштабе, но и выделить наиболее значимые политические и экономические барьеры для ее развития. В рамках этого исследования осуществлена попытка систематизировать на глобальном уровне воздействие политического и экономического фактора, при этом последний включает и технологический фактор развития энергетики. В рамках исследования осуществлена попытка систематизировать на глобальном уровне воздействие политического и экономического фактора, при этом последний включает и технологический фактор развития энергетики. Использованы методы системного анализа на основе статистических и эмпирических данных. На основе полученных данных о барьерах продвижения атомной энергетики выделена система факторов, влияющих на ее развитие. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как анализа политических решений по развитию атомной энергетики в ЕС, США, России, КНР и отдельных других странах. Новизна заключается в сравнении и уделении особого внимания современному развитию атомной энергетики в России и выделении ее отличий от других регионов. Ключевыми результатами исследования являются: анализ мирового энергобаланса, выделение роли и доли атомной энергетики, которая демонстрирует устойчивую динамику; выделены факторы, сдерживающие развитие отрасли в разрезе политических и экономических на глобальном уровне. Таким образом, основные результаты статьи складываются из дихотомии стимулов и ограничений развития атомной отрасли на современном этапе в мире - современное состояние отсутствия бурного роста атомной энергетики вызвано балансом этих противоположных тенденций.
Предметом исследования является Региональная антитеррористическая структура ШОС и Антитеррористический центр СНГ, что позволит выработать новые подходы к будущему антитеррористическому сотрудничеству. Цели исследования включают: анализ текущего состояния антитеррористического сотрудничества между двумя организациями; сравнение различий в антитеррористическом сотрудничестве с точки зрения законодательства, направления развития стран-лидеров; выдвижение предложений по оптимизации регионального антитеррористического сотрудничества. Объектами исследования в данной работе являются Региональная антитеррористическая структура ШОС и Антитеррористический центр СНГ. Обе организации сталкиваются с общей угрозой терроризма в Центральной Азии и прилегающих районах. Изучение антитеррористического сотрудничества между двумя организациями позволило представить теоретические и практические рекомендации для регионального антитеррористического сотрудничества и поспособствует улучшению и развитию региональных механизмов антитеррористического сотрудничества. Методами изучения были избраны изучение литературы и метод сравнительного исследования. Сравниваются и анализируются РАТС и АТЦ по различным аспектам антитеррористического сотрудничества чтобы выявить их преимущества и недостатки. Новизна статьи заключается в том, что предыдущие исследования антитеррористического сотрудничества в основном были посвящены анализу отдельных международных организаций, тогда как в данной статье проводится сравнение и сопоставление РАТС ШОС и АТЦ СНГ с целью предложить новые идеи для изучения регионального антитеррористического сотрудничества. Сделан вывод, что обе организации вносят вклад в построение глобальной и региональной систем безопасности, но АТЦ имеет более полное антитеррористическое законодательство, а РАТС - слабое; в АТЦ в основном доминирует Россия, а в РАТС - Китай и Россия; число государств-членов АТЦ сокращается, а потенциал развития ограничен, в то время как РАТС - сокращается. Количество стран-участниц АТЦ уменьшается, а потенциал его развития ограничен, в то время как РАТС растет и имеет большой потенциал развития.
Предметом исследования настоящей статьи является внешняя политика Сербии как малой страны в отношении России и Запада в период их противостояния с 2022 года. Объектом же исследования является Республика Сербия. Автор фокусирует свое внимание на анализе поведения Белграда через концепцию “малой страны” (small state) и через особенности исторического развития республики. При анализе факторов малой страны отдельное внимание уделяется их внешнеполитическим стратегиям, которые выделили исследователи XX-ого века и которые Белград применяет сейчас. При выявлении факторов исторического развития политического руководства в Белграде в сравнительной перспективе фокус исследования направлен на периоды внешней Югославии при Й. Броз Тито и противоположный курс при С. Милошевиче. Все эти факторы суммируются и объясняют выбранную Сербией стратегию внешней политики балансирования между двумя крупными игроками. В исследовании применяется социальный конструктивизм, позволяющий проанализировать, как исторически сложившаяся идентичность Сербии (нейтралитет Тито, изоляционизм Милошевича) влияет на ее современный внешнеполитический курс. Неореалистский подход используется для оценки системных ограничений, с которыми сталкивается Белград, будучи малой страной. Контент-анализ официальных документов позволяет проанализировать заявления сербских властей и медиадискурса в заданный период. Новизна настоящего исследования заключается в анализе внутриполитических факторов Республики Сербия в контексте ее внешнеполитической стратегии в период с 2022 года. Новым представляется также анализ внешней политики Сербии сквозь призму теорий малых стран. В отечественной научной литературе исследования сконцентрированы лишь на двусторонних отношениях Москвы и Белграда. В настоящей работе же происходит изучение факторов, которые побуждают руководство Сербии вести отношения как с Россией, так и с Западом. Автор приходит к выводу, что внешняя политика Сербии сохраняет стратегическую осторожность и балансирование между великими державами по причине исторического опыта (негативными последствиями изоляции 1990-х гг. при Милошевиче и поражения в югославских войнах, с одной стороны и нейтралитет Тито и рост экономики Югославии с другой) до той поры, пока внутренние и внешние обстоятельства не вынудят Белград сделать выбор в пользу одной из великих держав.
В настоящее время Россия является страной с самым высоким уровнем выбросов углерода на душу населения, а Китай является крупнейшим в мире источником выбросов углерода. Обе страны сталкиваются с двойным давлением экономического развития и сокращения выбросов углерода и должны достичь углеродной нейтральности к 2060 году, это является общей целью обеих стран. 28-я Конференция ООН по изменению климата в 2023 году провела первый глобальный анализ прогресса, достигнутого странами всего мира в достижении целей Парижского соглашения. В этом контексте метод сравнительного анализа используется для того, чтобы разобраться и обобщить углеродно-нейтральную политику и действия России и Китая, а также указать на проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются две страны. Автор проанализировал политические документы по углеродной нейтральности из российских и китайских правительственных ведомств, а также исследовательские отчеты, данные международных организаций, отраслевые отчеты всемирно известных консалтинговых фирм и крупных компаний. Данная статья направлена на обобщение данных о политике углеродной нейтральности в России и Китае, анализ возникающих общих и различных проблем и выработку рекомендаций для успешного достижения целей углеродной нейтральности. С одной стороны, представлены основные подходы, прогресс и результаты стратегии углеродной нейтральности в этих странах, а с другой стороны, предоставлены ориентиры для дальнейшего продвижения углеродной нейтральности в будущем. Россия и Китай сталкиваются с такими проблемами, как недостаточное количество времени, сложность задачи, высокая стоимость и наличие экономических санкций на пути к достижению углеродной нейтральности. Обеим странам необходимо развивать законодательство, связанное с углеродной нейтральностью, повышать уровень развития зелёных технологий, продвигать инновационную финансовую политику и укреплять международное сотрудничество.
В статье подробно рассматриваются аспекты сотрудничества России и Бразилии в сфере зелёной энергетики. В данном контексте Россия и Бразилия, как страны с обширными территориями и богатыми природными ресурсами, имеют особый потенциал для развития сектора зелёной энергетики как в рамках энергетической политики каждой страны отдельно, так и в двустороннем сотрудничестве. Обе страны расширяют возможности использования различных видов возобновляемых источников энергии, и поэтому сотрудничество между этими двумя государствами может стать важным фактором для продвижения этого направления в общемировых реалиях. Страны активно укрепляют сотрудничество и по линии БРИКС, ведь одной из актуальных тем на повестке дня объединения является как раз сотрудничество в сфере зелёной энергетики и экономики. Партнёрство двух стран не только способствует достижению углеродной нейтральности, но также создает благоприятные условия для дальнейшего экономического роста. Главным методом исследования выступает системный анализ, который раскрывает составные компоненты политики сотрудничества стран в сфере зелёной энергетики, отдельно рассматриваются зелёные энергетические системы России и Бразилии. Также использован геоэкономический подход для выявления зависимостей развития низкоуглеродных рынков России и Бразилии от общей повестки дня такого объединения, как БРИКС. Научная новизна исследования заключается в обширном анализе сотрудничества РФ и Бразилии в сфере зелёных инициатив, среди которых создание низкоуглеродных рынков, использование возобновляемых источников энергии, а также продвижение климатических и углеродно-нейтральных инициатив двух государств по линии БРИКС. В статье рассматривается данный аспект сотрудничества двух стран, поскольку при анализе энергетического сотрудничества России и Бразилии исследователи чаще концентрируются на углеродных энергетических ресурсах. Обе страны укрепляют сотрудничество в области зелёных инноваций, создают совместные проекты в сфере атомной и водородной энергетики и способствуют устойчивому развитию двух стран. Страны активно укрепляют сотрудничество и по линии БРИКС, ведь одной из актуальных тем на повестке дня объединения является как раз сотрудничество в сфере зелёной энергетики и экономики. Партнёрство двух стран не только способствует достижению углеродной нейтральности, но также создает благоприятные условия для дальнейшего экономического роста.
Проводится анализ актуальных факторов и оценка возможностей завершения политической интеграции Союзного государства России и Беларуси в современных условиях. Обозначен широкий спектр имеющихся проблем и проведена их классификация, типологизация с точки зрения уровня значимости и влияния, внешнего или внутреннего положения, предложены пути разрешения проблем Союзного государства для углубления политической интеграции и продолжения политического развития. С помощью экспертного опроса и SWOT-анализа обозначено проблемное поле факторов для углубления политической интеграции Союзного государства.
Искусство уличных пространств становится все более актуальным и популярным в современном мире. В данной статье предлагается провести сравнительный анализ паблик-арта в двух крупных странах - Китае и России. Предметом исследования являются популярные направления в уличном искусстве Китая и России. Статья содержит результаты компаративистского исследования паблик-арта в обеих странах. Особое внимание уделяется популярным направлениям уличного искусства, анализу актуальных тенденций развития данного жанра. Автор детально раскрывает функциональные аспекты паблик-арта в контексте культурных особенностей России и Китая, выявляя общие черты и уникальные особенности этих направлений. Исследование ориентировано на выявление актуальных тенденций в уличном искусстве и перспектив развития паблик-арта на территории обеих стран. В ходе исследования применялись методы сравнительного анализа и синтеза, исторический метод, а также аксиоматический метод. Новизной исследования является рассмотрение паблик-арта с учетом национальных особенностей и культурных традиций каждого государства. Сопоставление данного искусства в Китае и России позволило выявить общие черты в современной художественной практике: масштабы распространения, основные тематические направления и функциональную значимость. Полученные результаты станут основой для дальнейших научных исследований в области современного искусства, дизайна и урбанизма, а также могут способствовать более глубокому пониманию влияния паблик-арта на формирование культурного ландшафта и общественного мнения в обеих странах. Сравнительный анализ открывает новые перспективы для изучения взаимодействия искусства с обществом в разных культурных контекстах. Понимание особенностей уличного искусства в Китае и России поможет лучше осознать его роль в формировании культурной и социальной среды, а также в развитии современных тенденций в искусстве.