Введение. Специфика работы университетских служб психологического сопровождения образования связана с помощью молодым и взрослым людям, включенным в образовательные отношения, по поводу возникающих в связи с психологическим неблагополучием или с задачами обеспечения психологического благополучия задачами.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ основных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Новизна исследования связана с попыткой интегративного осмысления макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия современных студентов.
Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов. Методологическую основу исследования составили системный подход к осмыслению макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия у студентов современных университетов.
Результаты. Проблематика психологического благополучия студентов вузов – одна из наиболее изученных, однако, имеет ряд нерешенных и неизученных проблем, включая анализируемую. Проблемы учета макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия выступают одними из наиболее значимых для обеспечения качества образования. Приведены отечественные и зарубежные исследования макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Выделены макросоциальные и микросоциальные факторы психологического (не)благополучия студентов современных университетов.
Выводы. Учет макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов позволяет организовать целенаправленную, системную, адекватную сущности стоящих перед субъектами образования и образованием в целом проблем психологическую работу по предотвращению и разрешению проблем, конфликтов и кризисов личностного, межличностного и учебно-профессионального становления и развития. Это предполагает как оперативную диагностику, так и систематический мониторинг ведущих факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов, а также на их основе разработку и применение совокупности мер и программ, позволяющих усилить позитивные и ослабить негативные факторы образовательного процесса университета.
Введение. Одной из проблем реализации высшего инклюзивного образования являются трудности выбора направления обучения абитуриентами с ограниченными возможностями. Сложности в профессиональном самоопределении связаны как с объективными (низкая эффективность информационно-образовательной работы администраций учебных заведений), так и субъективными (неумение личной трансформации определения наиболее адекватных профессий) причинами.
Постановка задачи. В исследовании поставлены задачи: определить востребованные профессии для девушек и юношей с ограниченными возможностями; дать факторную оценку определения престижности выбранных профессий в зависимости от гендерных предпочтений.
Методика и методология исследования. В статье представлены результаты ретроспективного анализа профессионального самоопределения 38 студентов 1−2 курса обучения, имеющих нарушение здоровья, с учетом гендерных и образовательных различий (школа/колледж) до поступления в вуз, полученные с использованием авторской анкеты, заполненной в Google Forms. Результаты позволили выявить статистически значимые различия (p < 0.05) в профессиональных предпочтениях девушек и юношей. Студенты, поступившие в вуз после колледжа, делали выбор наиболее осознанно.
Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости адаптирования информации и профориентационной работы вузов, учитывающих ценностные потребности лиц с особыми нуждами.
Обоснована актуальность внедрения личностно развивающего подхода, направленного на раскрытие самостоятельности и творчества индивида, его самореализации в процессе обучения студентов неязыковых направлений подготовки иностранному языку. Цель - разработка принципов и элементов (целей, содержания, форм, методов, средств и результатов обучения) педагогической технологии в контексте рассматриваемого подхода. Материалы - научные изыскания по вопросам внедрения личностно развивающего подхода в вузах, в частности при освоении иностранного языка. Методы - ретроспективные исследования, систематизация, поисково-аналитический. Охарактеризованы сущность, дуальный характер, преимущества и возможные результаты внедрения рассматриваемого подхода в рамках вузовского образования. Предложены принципы реализации личностно развивающего подхода: этико-гуманистическое взаимодействие педагога со студентами; целенаправленное формирование личности под требования рынка труда; приобретение знаний через самостоятельное и креативное решение задач и практико-ориентированную деятельность личности. Разработаны элементы технологии проблемного обучения, направленной на расширение языковых и профессиональных знаний и на развитие личностных качеств. Предложенные принципы реализации рассматриваемого подхода имеют научную ценность для развития направления исследований в области личностно развивающего подхода и саморазвития, а разработанные элементы педагогической технологии имеют практическое значение для преподавателей иностранного языка при подготовке кадров технико-технологических направлений в системе высшего образования.
The article presents the history of one of the oldest universities in Russia: Voronezh Institute of Chemical Technology (nowadays VGUIT). It characterizes the events connected with the names of graduates and teachers of the university. The analysis of the problems of war and peace is built on the basis of determining the priority vectors of historical development of such a large Russian university as Voronezh State University of Engineering Technologies (during WWII - VKHTI). The data on scientific and technical programs that contributed to both military and technical support of victory over fascism during the war and peaceful development of the country are given.
In 2025, the Department of Theoretical and Industrial Thermal Power Engineering (TPTE) of Voronezh State Technical University (VSTU) celebrates a significant date - 50 years since the first graduation. For this event it was decided to write a history of the department from the moment of its formation to the present day. This article, in our opinion, will be interesting to former graduates of the department, will raise their interest and pride for their “alma mater”. The article will be useful for modern employers, who will have to choose heat power engineering for their enterprise, as well as for applicants, who choose their future profession and the place of its obtaining.
At a time of rapid technological development, the field of education is also undergoing significant transformation. The introduction of digital tools is revolutionizing traditional teaching methods, opening up new opportunities for teachers and students. In this article, we will analyze how digital innovations are transforming the educational model and what benefits they provide.
В настоящей статье рассматриваются проблемы, связанные с сохранением здоровья студентов в университетах. Авторами приводится краткая характеристика концепта «здоровье» как сложного явления, требующего тщательного изучения и определения его составляющих. Особое внимание уделяется проблемам здоровья психического и физического характера, с которыми могут столкнуться обучающиеся образовательных организаций высшего образования. В работе также предложены пути решения данных проблем путем проведения специальных мероприятий в рамках учебного заведения.
В статье рассматриваются вопросы становления и развития Юридического клуба Колледжа МГИМО и его влияние на воспитание и обучение студентов Колледжа. Автор исследует, как с помощью мероприятий профессиональной направленности можно способствовать правовому просвещению студентов и формированию у них гибких навыков.
В статье раскрывается понятие профессионального саморазвития будущего педагога в интегрированном образовательном пространстве «вуз-школа». Определяются условия интегрированного образовательного пространства «вуз-школа» для профессионального саморазвития будущего педагога. Проведен анализ понятия «профессиональное саморазвитие будущего педагога». Конкретизирован контекст интегрированного образовательного пространства «вуз-школа» с целью определения условий, технологий, форм и методов профессионального развития будущего педагога. Представлен опыт профессионального саморазвития будущего педагога во взаимодействии «вуз-школа».
В статье представлен опыт подготовки специалистов дефектологического профиля для специального и инклюзивного образования в Педагогическом институте Иркутского государственного университета (ИГУ). В 2023 г. Педагогический институт ИГУ отметил 60-летие с начала подготовки дефектологов и логопедов и 30-летие - специальных психологов. Целью статьи является представление опыта реализации нового для педагогического вуза вида практики у бакалавров второго года обучения - производственной тьюторской практики. Данный вид практики направлен на приобретение будущими дефектологами опыта взаимодействия с обучающимися с ОВЗ, имеющие множественные нарушения развития, в аспекте психолого-педагогического сопровождения. Авторы статьи предлагают задания и рекомендации, призванные помочь студентам овладеть технологией тьюторского сопровождения и умениями применения этих технологий в практической деятельности, а также углубить свои знания об особенностях деятельности тьютора в индивидуальной работе с детьми, которых называют «тяжелыми».
В данной статье представлены материалы исследования, целью которого является выявление взаимосвязи характеристик видеоигр и индивидуально-психологических особенностей студентов. В исследовании приняли участие 203 человека (87% девушек; М = 19,39 лет; S. D. = 2.25) – учащиеся первых и вторых курсов Московского государственного психолого-педагогического университета. В качестве методов исследования использовались: специально разработанный опросник, направленный на оценку видеоигровых предпочтений и испытываемых во время игры эмоций, «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена, опросник структуры темперамента И. Н. Трофимовой и В. М. Русалова. В результате исследования определены наиболее популярные жанры видеоигр среди студентов: игры информации и игры действия. Наименее популярным жанром являются «таймкиллеры». Также в исследовании приводятся результаты, указывающие на отсутствие связи между предпочитаемым жанром видеоигр и чертами темперамента. Выявлены взаимосвязи между игровыми механиками и временем за игрой, а также показателями эмоционального состояния в процессе игры.
Рассмотрено формирование, состояние и особенности системы высшего образования в Германии на современном этапе. Приведены преимущества высшего образования в немецких вузах. Оценена востребованность высшего образования разных ступеней среди населения. Представлены и проанализированы данные Федерального статистического управления Германии по количеству и типам высших учебных заведений, численности студентов вузов и их распределению по предметным группам за зимние семестры 2019/2020-2021/2022 гг., а также по численности первокурсников немецких вузов по землям в зимние семестры 2020/2021-2021/2022 гг. Изучена статистика о конкурентоспособности выпускников на рынке труда Германии. Оценена их средняя первоначальная годовая зарплата в зависимости от направления подготовки и полученной квалификации. Сделан вывод о высоком уровне востребованности высшего образования среди населения Германии, а также о конкурентных преимуществах людей с высшим образованием на рынке труда.