Научный архив: статьи

ВЗГЛЯДЫ И. И. ВОСТОРГОВА НА ИДЕЮ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА (2025)

Статья посвящена рассмотрению взглядов миссионера, церковного и политического деятеля, священномученика И. И. Восторгова на идею сосуществования христианской и социалистической идеологий. Установлено, что в трудах Восторгова очевиден непрерывный и возрастающий интерес к социальной проблематике, выразившийся в попытке дать комплексный анализ и последовательную критику социалистических учений, а также наметить определенный курс на противостояние Русской Православной Церкви идеологии социализма. Протоиерей попытался доказать несовместимость христианского мировоззрения и социально-политических (социалистических) утопий, их разрушительной природы. Исследован один из сборников трудов И. И. Восторгова, посвященный вопросам теории, практики и истории социализма, критики его начал. Подчеркнута приверженность Восторгова политике борьбы с социалистической пропагандой посредством участия в IV всероссийском миссионерском съезде в 1908 году.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Том 11. №2 (2025)
Автор(ы): Берент К. А.
Сохранить в закладках
Искусственный интеллект и влияние на личность в среде массовой коммуникации (2025)

Цель. Определить новые направления возможного воздействия на личность со стороны средств массовой коммуникации с учётом использования технологий искусственного интеллекта.

Процедура и методы. Методологией исследования выступает социально-философский анализ актуальных проблем современного общественного сознания, институциональных связей общества, обеспечения свободы и безопасности личности.

Результаты. Рассмотрено возможное влияние искусственного интеллекта на сознание личности в рамках общего информационного воздействия в массовой коммуникационной среде. Спрогнозированы персонифицированный доступ субъекта информационного влияния на более глубинные уровни личностного существования и необходимость защиты личности от недобросовестного использования технологий искусственного интеллекта, совмещённых с использованием Больших данных.

Теоретическая и/или практическая значимость. Рассмотрение перспектив и значения использования искусственного интеллекта в сетевой масс-коммуникационной среде в связи с аспектами информационного воздействия на личность позволяет прогнозировать некоторые параметры влияния на личностное развитие. Впоследствии это может быть использовано при разработке соответствующих оптимальных форм взаимодействия личности со средствами массовой коммуникации нового поколения, оснащёнными технологиями искусственного интеллекта.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Горбунов Александр Сергеевич
Сохранить в закладках
ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ (НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ДИСКУРС) (2025)

До возникновения современной неоклассической философии, с изменением в ней основного вопроса философии, за время существования до нее классического и неклассического типов философии накопились многочисленные варианты понимания сущности культуры, более пятисот. Результаты исследования выявили проблему, состоящую в том, что, во-первых, в обществе и в теории культуры на сегодняшний день существует недопонимание «начал» - онтологических причин зарождения такого феномена бытия, как культура, у наших далеких предков. «Действительно, что заставило культуру появиться, с какой стати, зачем и почему она появилась; и что она тогда такое, когда общество уже выделилось из природы и, хотя оно и первобытное, но обеспечивало выживание, вплоть до Антропоцена?». Зачем она тогда появилась и существует, в чем ее смысл и сущность? Такой фундаментальный, проектирующий вопрос к такому необычному феномену бытия, как культура, всерьез, как представляется, еще не ставился или подспудно объяснялся исходя из презумпции Абсолюта, креационистски, вербалистски, цепляясь всякий раз за знак, отталкиваясь от означающего, от слова. А без этого остается размытым, неясным понимание в ней главного - ее глубинной сущности и возможного поверхностного, неуважительного и оксиморонного к ней отношения. Во-вторых, выяснилось, что в силу изложенного обстоятельства в понимании сущности культуры встречаются крупные мировоззренческие и методологические ошибки. Их начало кроется в неправомерном отождествлении феноменов и понятий «культура» и «общество» («культура - это вторая природа», т. е. все то, что создает общество помимо природы, хотя оно создает всякое), что и определяет вытекающие ошибки в понимании настоящей, адекватной сущности культуры.

Когда культуру отождествляют: а) с любым производством общества; под культурой понимается все, что производит общество; б) с любым творчеством (под культурой нередко понимается все, что связано с творчеством, особенно с художественным творчеством, с любым творческим посылом в любом деле); в) с ценностями; с совокупностью любых ценностей; причем словно со складом ценностей, да еще готовых ценностей (не выработанных человечеством, а заданных потусторонним Абсолютом); г) с цивилизацией как со ступенью и уровнем развития человечества; д) с искусством, противопоставляя культуру науке и другим элементам структуры целостного культурного императива; е) отрывают культуру от человека, понимают культуру вне человека и над человеком, противопоставляя ее особенно трудящемуся человеку, словно не нуждаясь в нем как в помехе культуре (когда так называемый художник солипсистски полагает себя критерием культуры, говоря: «А я так вижу, считаю, слышу, читаю; культура - это послание мне и через меня свыше» и т. п.). Подобные ошибки способны запускать по ложному следу отношение к реальной сущностной культуре. К остаточному принципу, к парадоксальным сочетаниям, таким как «культура войны», «культура преступности», «культура порока», вдуматься только, и даже «к’льтура расчеловечивания»; «девиантные субкультуры», «корпоративная культура».

Данные выводы получены с помощью методологии неоклассической философии, реалистического системно-ситуационно-сложностного подхода, современного фрактального детерминизма, компаративистики, герменевтики, логико-смыслового анализа, абдукции и других. Неоклассическая философия исследует и по возможности/необходимости пытается скорректировать прежде всего сами основания в понимании сущности культуры как фундирующего феномена бытия человека и общества, сами истоки вытекающих подобных ошибок и недопониманий, что и является целью данной статьи.

Издание: ВЕСТНИК МГПУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (54) (2025)
Автор(ы): МЕНЬЧИКОВ ГЕННАДИЙ ПАВЛОВИЧ, КРАСНОВ АНТОН СЕРГЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (2025)

Самоидентификация личности является неотъемлемой частью становления человека. Культура играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая чувство защищенности и сплоченности посредством идентификации с другими. В традиционном обществе человек получает необходимую информацию и навыки в процессе взросления, становясь частью культуры, но не всегда может четко определить качественные характеристики своей культуры. В условиях глобализации процесс самоопределения приобретает осознанный характер. Происходит столкновение своего и чужого, культурные границы становятся истонченными и размытыми. Избыточность информации о чужом позволяет современному человеку производить отбор культурных образцов. В результате современный человек меняется, формируя новый тип личности, адаптированный к глобальным вызовам и культурному многообразию.

Издание: ВЕСТНИК МГПУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (53) (2025)
Автор(ы): ТРЕТЬЯКОВА АННА ИГОРЕВНА
Сохранить в закладках
О ЦЕННОСТЯХ В ТРЕХОНТОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ: К МЕТОДОЛОГИИ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)

В современных реалиях все острее встает вопрос о человеке как личности и его ценностях. Из официальных источников все чаще слышны призывы к обретению самосознания и духовности, сохранению традиционных ценностей. В связи с этим высшую степень релевантности приобретает проблема прояснения семантики ценности, причем такой, в котором бы в полной мере была выражена ее социально-онтологическая природа.

В проведенном исследовании ценность представляется как явление с трояким основанием. Выделяется ее внутренняя - трансцендентально-феноменологическая сторона, и внешняя - объективно-идеальная. Обе ипостаси ценности концептуально соединяются через плоскость практической деятельности человека, служащей связью между субъективной и объективной аксиологией.

Таким образом, ценность предстает в трех формах. С одной стороны, она есть ноэматический смысл жизненного мира, о чем пишут Э. Гуссерль и Н. М. Смирнова. В таком виде ценность проявляется в самосознающем аксиологическом Я, включающем иерархически выстроенную активную область субъективных жизненных смыслов (Мое), а также Другого как особый вид внутренней ценности. С другой стороны, ценность может принимать идеальную форму образца, или идеала, способного к отчуждению в объективное социальное пространство. В таком случае она приобретает автономность и самостоятельно приобщается к субъекту, о чем свидетельствуют теории П. Бурдье и А. А. Ивина.

Наконец, с праксеологической точки зрения ценность представляет собой социальный интерес личности, обусловленный мотивом, целью и средствами социального действия как рационально-ценностного поведения человека. Такое понимание ценности освещается в трудах М. Вебера, А. Шюца и Т. Парсонса.

Издание: ВЕСТНИК МГПУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (53) (2025)
Автор(ы): Бугаев Максим Константинович
Сохранить в закладках
МЕДИАЦИЯ В СЕМЕЙНОМ МИКРОСОЦИУМЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ (2025)

В статье эксплицируется социально-философский аспект в изучении семейной медиации. Для этого используется концепт «автономность семейного микросоциума». Тем самым изучение микросоциума в эпистемологическом поле смещается из области социологии в сторону социальной философии. Проводится мысль о том, что благодаря своей автономности семья остается традиционным устойчивым социокультурным институтом, который имеет свои собственные закономерности функционирования и развития. Семейная автономия имеет ценностный характер, в основе ее лежит ценностно-смысловая нравственная реальность брака, предполагающая конфликтные ситуации в основном на почве так называемого «несходства характеров». К различным признакам семейной автономии предлагается добавить признак необходимости специфической медиации, которая сохраняет целостность семейного микросоциума, его автономность. В то же время подчеркивается важность формы медиации, направленной на регулирования баланса личностных автономий в семье. Подчеркивается значимость диалога личностей в процессе семейной медиации, поскольку диалог формирует автономию семейного микросоциума.

Издание: ВЕСТНИК АРМАВИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ПОХИЛЬКО АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ, КОРСАКОВ А. Н., МЕНЧИНСКАЯ Ю. М., КАДАНИНА АННА ВАЛЕРЬЕВНА
Сохранить в закладках
СУЩНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ (2015)

В статье рассматривается сущность и признаки понятия «безопасность», как правовой категории. В рамках современных исследований по вопросам безопасности автор рассматривает основные подходы к истолкованию смысла понятия «безопасность». Кроме того, приводятся некоторые аспекты концептуальных моделей совершенствования правовой категории «безопасность»

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 9 (284) (2015)
Автор(ы): Беляева Ольга Васильевна
Сохранить в закладках
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РОЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (2025)

Способы взаимодействия и формирования ролевой идентичности связаны с общей способностью к творчеству: количество ролей, которые человек играет, соответствует способности генерировать идеи; уникальность исполнения ролей в небольшой группе соотносится с оригинальностью результатов деятельности; гибкость и глубина ролей связаны с гибкостью мышления и разработкой новых идей, которые реализуются в обществе. Представлены различные уровни взаимодействия и проявления ролевой идентичности, которые соответствуют критериям творчества: от простого исполнителя ролей до активного субъекта. Творческий аспект процессов ролевого взаимодействия называется ролевым творчеством, которое позволяет человеку успешно выполнять множество задач в современном обществе, гибко переходить от одной роли к другой, выбирать социальные роли и заполнять их индивидуальным содержанием, делая их уникальными.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 2 (2025)
Автор(ы): Шавардова Е. Ю.
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА (2025)

В статье поднимается вопрос факторов, влияющих на правотворчество и качество нормативно-правовых актов, делается акцент на изучении правосознания личности законодателя. Упоминается необходимость выявления факторов, влияющих не только на создание НПА, но и на их правоприменение, среди них отмечается правовое сознание общества и важность проведения правового мониторинга для выявления запросов социума и государства. Кроме того, научное мышление законодателя должно постоянно быть в развитии, а для этого доктрина должна предлагать действенные рекомендации по совершенствованию нормотворческой техники. Современное состояние юридической техники законодательной деятельности находится не в должном состоянии, в результате чего возникает сложность не только в понимании текстов НПА, но и в их последующем применении. В качестве сравнения приведен опыт правотворцев Республики Беларусь, что позволяет определить векторы дальнейшего развития российской доктрины и практики.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Том 11(77). №1 (2025)
Автор(ы): Коваленко Наталья Евгеньевна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БЕЗОПАСНОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ (2025)

Исследуется система базовых ценностей подрастающего поколения, в частности дошкольников. Автор анализирует эти базовые ценности как барьеры для негативной информации, разрушающей личностную автономию и личностное сознание дошкольников. Выдвигается идея использования позитивной ценностной информации как для формирования педагогических компетенций воспитателей, так и для самих дошкольников в виде специфических медиакейсов. Автор делает вывод о том, что главной базовой ценностью выступает формирующаяся личность ребенка. Несомненно, ребенок становится личностью, формируется в процессе нормативных кризисов, позитивно влияющих на личностный рост. Классический подход к становлению личности дошкольника дополняется у автора собственной концепцией, основанной на идее раннего становления личности в ходе социализации ребенка в информационном обществе. Утверждается значимость объединения усилий государства, системы образования и семьи для проведения воспитательной политики, ориентированной на образ будущего общества.

Издание: ВЕСТНИК АРМАВИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): БЕШУК СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ - ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (2025)

В статье сформулированы основные источники как внутренних, так и внешних угроз для России в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Исследованы некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности после вооруженного вторжения регулярных ВС Украины в Курскую область. Определено место и роль войск национальной гвардии как элемента военной организации государства при обеспечении национальной безопасности российского государства в условиях ведения противником «гибридной войны». Объем и сложность служебно-боевых (боевых) задач, возлагаемых руководством страны на войска национальной гвардии в мирное и военное время, велики, что предопределяет их роль и место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, следует учесть, что каждая из задач требует от командира и штаба, организующего применение воинских формирований, высокой организованности, обязательного учета особенностей выполнения каждой из них. При этом необходимо использовать опыт, полученный военнослужащими и сотрудниками ВНГ при участии в специальной военной операции на территории Украины и поддержании особого правового режима военного положения, введенного в ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонских областях России. Как в мирное, так и в военное время успех выполнения рассматриваемых задач во многом определяется появлением новых образовательных учреждений для повышения уровнем подготовки личного состава всех категорий, появлением новых танковых подразделений и подразделений БПЛА в войсках, оснащением ВНГ современными образцами вооружения и военной (специальной) техникой и специальными средствами.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Том 11(77). №1 (2025)
Автор(ы): Зубарев Николай Васильевич
Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ УНИКАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА (2025)

В статье рассмотрены сущность профессионального воспитания, профессионально-творческих практик и их воспитательный потенциал в развитии уникальности специалиста. Цель работы – обосновать сущность профессионально-творческих практик в техническом вузе как фактора воспитания уникального специалиста. К используемым методам относятся анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, моделирование. Научная новизна исследования заключается в составлении типологии уникальных специалистов по направлениям воспитательной работы и разработки форм, этапов реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Определены направления воспитательной деятельности по организации работы со студентами как формирование комплексов личностных профессионально значимых качеств, составляющих уникальность специалиста, и представлены планируемые результаты в виде компетенций и метакомпетенций согласно типологии уникальных специалистов. Предложены система методико-педагогических инструментов и мероприятий профессионально-творческих практик, а также формы и этапы реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теории профессионально-творческого воспитания, для написания методических рекомендаций преподавателям технических вузов, а также при организации внеаудиторной работы студентов. Материалы исследования могут быть также использованы для развития компетенций и метакомпетентностей студентов технического вуза, что будет способствовать формированию их личностных профессионально-значимых качеств.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
Автор(ы): Ефимчук Елена Геннадьевна, Цупикова Елена Викторовна
Сохранить в закладках