Современное общество переживает трансформацию, обусловленную цифровизацией и глобализацией коммуникаций. Подростки, как наиболее восприимчивая к изменениям социальная группа, сталкиваются с новыми вызовами: кибербуллингом, информационной перегрузкой, формированием цифровой идентичности. Эти факторы напрямую влияют на их социальное самочувствие — комплексное состояние, включающее эмоциональное благополучие, чувство принадлежности к группе и удовлетворённость межличностными отношениями. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания, как социальное самочувствие подростков, формирующееся в условиях информационного общества, коррелирует с их образовательной успешностью.
Представленные в публикации материалы эмпирического исследования опираются на опыт научной и практической деятельности автора в направлении психолого-педагогического сопровождения образовательной практики и являются откликом на стабильный профессиональный и социальный запрос к обсуждению ресурсов и трудностей внедрения инклюзивного подхода в работе с подростками. Особенности коммуникации и межличностного взаимодействия обучающихся младшего подросткового возраста раскрыты на основании оценки комплекса социальных эмоций, переживаемых детьми с нормативным возрастным развитием по отношению к сверстникам с различными ограничениями возможностей здоровья. Актуальность предложенного подхода обоснована, исходя из типичных противоречий, выявляющихся в настоящее время в инклюзивной практике, и научных подходов к их разрешению. Приведенный качественный анализ диагностических данных раскрывает специфику восприятия нормотипичными подростками сверстников с интеллектуальными, сенсорными нарушениями, выраженными трудностями речевого развития, эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сравнение результатов диагностики в начальной и основной школе позволяет отследить определенную трансформацию в отношениях детей, выявить относительно устойчивые позитивные эмоциональные установки, а также определить риски развития коммуникации в подростковой среде. Соотнесение данных, полученных в классах традиционного и инклюзивного обучения, доказывает специфичность социального опыта, получаемого в них подростками, дает основание определить сложности, требующие особого педагогического внимания, связанные с необходимостью выработки целенаправленных подходов к оптимизации системы межличностных отношений. Исходя из комплексной интерпретации материалов исследования, предлагаются возможные стратегии влияния на сферу коммуникации в подростковых сообществах с опорой на реабилитационный, коррекционный и компенсирующий подходы специалистов служб сопровождения, обосновывается значимость принципов непрерывности и системности к организации подобной работы.
В статье рассматривается проблема дифференцированного воздействия комплекса факторов, включающем выраженность компонентов межличностной чувствительности, на восприятие и оценки красоты телосложения и влияние комплекса факторов, состоящего из идентификации телосложения с определенным типом, из оценки соответствия представления о своем телосложении телосложению красивой женщине, из самооценок красоты телосложения.
На эмпирическом уровне данная проблема решалась в процессе выполнения трехэтапного исследования. В нем приняли участие 217 молодых женщин - студенток, в возрасте от 17 до 23 лет (Мвозраста =19,25; SD = 1,514).
Методики исследования: «Опросник Межличностной чувствительности», разработанный Ф. Бойсом, Г. Паркером в адаптации А. Ю. Разваляевой, Н. А. Польской (2021); опросник: «Восприятие своего тела», созданный Д. В. Погонцевой (2019).
Математические процедуры: описательные статистики; процедура рангового преобразования, с помощью которой определялись уровни выраженности компонентов межличностной чувствительности, показателей восприятия и оценки красоты телосложения (низкий, средний; высокий), соответствующие выборке участников исследования; One-Way ANOVA; корреляционный анализ.
В результате выполненного исследования был сделан вывод о том, что интенсивность воздействия изучаемых переменных определяется набором зависимых и не зависимых переменных; выявлены три комплекса факторов, отличающихся интенсивностью воздействия.
Наиболее сильное воздействие оказывают оценки студентками красоты своего телосложения на выраженность страха отвержения в межличностных отношениях (F =14,613, Р = 0,000) и оценки соответствия представления о себе представлению о красивой женщине (F =13,219, Р = 0,000), интегральный показатель выраженности межличностной чувствительности на оценки девушек красоты своего телосложения (F = 12,952, Р = 0,000).
Заключение. Подтверждена гипотеза о дифференцированном по интенсивности влиянием компонентов межличностной чувствительности на восприятие и оценки красоты телосложения и дифференцированным воздействием на выраженность межличностной чувствительности восприятия и оценок красоты телосложения.