В статье рассмотрены основные принципы машинного обучения, проведён их сравнительный анализ с человеческим познанием. Проанализированы идеи, лежащие в основе создания сильного искусственного интеллекта (ИИ). Обоснованы замечания к действующим идеям машинного обучения в вопросе создания сильного ИИ: приравнивание работы головного мозга человека к интеллекту; предустановление искусственному интеллекту априорных форм обработки информации; отсутствие подхода к машинному обучению связанное с принципом активного отражения противоречивой действительности. Исходя из замечаний, предложены идеи машинного обучения для решения проблемы создания сильного ИИ.
Рассмотрен круг философских проблем, связанных с созданием искусственного интеллекта (ИИ), равного человеческому интеллекту или его превосходящего. Описаны классические воззрения на ИИ, заложенные А. Тьюрингом, Дж. Маккарти и Дж. Сёрлом. Перечислены современные требования к ИИ и область его применения. Сформулированы философские проблемы, вытекающие из современных способов машинного обучения - в частности, архитектуры «трансформер». Рассмотрены тенденции в понимании ИИ, которые вписываются в конструкцию противоборствующих лагерей философии: физикализма и социально-исторического детерминизма. Описаны перспективы развития ИИ и вытекающие из этого этические проблемы.