В представленной статье проанализирован вопрос, связанный с проблематикой оценки эффективности инструментов формирования доверия в современном нестабильном и нелинейном российском обществе. Методологическую базу исследования составили подходы к доверию Г. Зиммеля, Дж. Коулмана, Р. Хардина. В эмпирическую основу положены результаты социологических исследований, проведенных с участием автором в 2023 и 2024 гг. В статье обосновано, что формирование доверия, культуры доверия является важной задачей, стоящей перед российским обществом. Результаты проводимых социологических исследований показывают повышение уровня доверия населения в целом, в том числе и в молодежной среде. В тоже время положительные тенденции роста доверия в большей степени затрагивают институциональный уровень нежели индивидуальный. Существующие инструменты формирования доверия достаточно гибридны и их эффективность неочевидна. В этой связи становится очевидной задача вычленения эффективных инструментов формирования доверия и определение тех, чья эффективность неоднозначная. Для определения эффективности имеющихся инструментов формирования доверия необходимо использовать определенный, четкий алгоритм действия с конкретными методами, и процедурами. В качестве такого алгоритма может быть предложена универсальная технология оценки эффективности инструментов формирования доверия. Технология предполагает оценку инструментов институционального и индивидуального уровня и основана на принципах системности и целостного подхода, учета рисков, институциональности, инновационности и технологичности, комплементарности, полисубъектности, преемственности, адаптивности, конкурентности. Этапами реализации технологии оценки инструментов формирования доверия в современном обществе могут быть анализ ситуации, прогнозирование, отбор вариантов критериев и показателей оценки.
В статье обосновывается необходимость комплексного исследования процессов, связанных с управлением персоналом при реализации проектов. Авторы определяют основные теоретико-методологические подходы, которые эвристичны для проблематики управления персоналом проекта (В. Г. Асеев, П. В. Вейл, А. П. Волгин, В. М. Матирко, В. И. Воропаев, М. Р. Вудкок, И. Н. Герчикова, В. К. Гупалов, А. А. Демченко, Г. Д. Дитхелм). Раскрываются основные этапы подбора и отбора персонала, определяется их специфика. Приводятся результаты кабинетного исследования, проведенного в апреле 2024 среди организаций, реализующих проекты различной направленности в сфере организации мероприятий. Анализ результатов проведенного исследования показывает специфику управления персоналом, занятого в проекте, обозначает ряд проблемных мест. В качестве рекомендаций по разрешению существующих трудностей предлагается комплекс мероприятий, включающий в себя организацию системы непрерывного обучения руководителей, введения в штат организации должности психолога, усовершенствования системы стимулирования. Внедрение представленных рекомендаций будет способствовать повышению конкурентоспособности организаций на рынке услуг, и их экономической и социальной эффективности.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретико-методологическими основами исследования формирования когнитивных и коммуникативных компетенций в проектно-ориентированном обучении (далее - ПОО) вуза, с позиций концепции неклассического компетентностного подхода. Изучаются основные концепции и модели интеллекта как теоретико-методологическая основа разработки системы KPI (англ. key performance indicators - ключевые показатели), характеризующей целостную модель компетенций. Прежде всего это метакомпетенции ПОО (проектного обучения) и новая концепция управленческого проектирования (англ. system management competitions - системное управление компетенциями в проекте). Авторами предлагается новый подход, основанный на концепции атрибутивности и ориентированный, в отличие от классического целевого планирования и управления, на развитие собственных возможностей участников проектов. Цель исследования - дать теоретико-методологическое обоснование формирования и развития метакомпетенций с позиций неклассического компетентностного подхода и современных концепций управленческого проектирования. Задачи: дать краткий обзор существующих теорий и моделей интеллекта (факторных, когнитивных, смешанных); выделить наиболее перспективную модель (модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда), подходящую для формирования гибридной системы моделей; дать краткий анализ технологии ПОО на основе расширения понятия «проект» в постнеклассической концепции управленческого проектирования. При изучении данной темы были использованы: метод теоретического анализа источников исследуемой проблемы, иллюстративно-графический, сравнительный методы, постнеклассическая концепция управленческого проектирования, современные концепции знания (Т.С. Кун, В.С. Степин), а также существующие типы моделей интеллекта.