Развитие малого предпринимательства является стратегией устойчивого социально-экономического развития страны и её регионов. Для оценки текущего состояния и перспектив развития предпринимательства, привлечения молодёжи в предпринимательскую среду необходимо проведение межрегионального анализа функционирования предприятий малого бизнеса. Анализ осуществляется на основе официальных статистических и аналитических данных с использованием современного аналитического инструментария. Цель исследования связана с проведением межрегионального экономического анализа, суть которого состоит в проведении сравнительного анализа малого бизнеса между различными регионами России. Такие методы межрегионального анализа, как сравнение, сопоставление, лучшие оценки, рейтингование, динамические ряды, сегментирование и прочие, формируют современный инструментарий информационно-аналитического обеспечения процессов управления предпринимательской сферой в менеджменте, экономико-математическом анализе, региональной экономике. Отдельные компоненты аналитического инструментария нашли своё отражение в статье на основе актуальных аналитических данных, полученных из официальных источников базы данных о предпринимательстве в России. Дан обзор публикаций, которые отражают важность аспектов проведения анализа состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса с упором на особенности и характеристики функционирования и регулирования деятельности предприятий в новых экономических реалиях. Проведён анализ текущего состояния и перспектив развития малых предприятий в регионах страны и в новых субъектах Российской Федерации на основе методов сравнения, сопоставления, построения динамических рядов. Исходя из выявленных тенденций и закономерностей, сформулированы важные направления национальной политики в сфере предпринимательства.
К видам имущества, находящегося на балансе организации, относятся нематериальные активы, которые выполняют важную роль в обеспечении функционирования бизнеса, повышении уровня капитализации капитала, создании и поддержании имиджа и конкурентоспособности организации посредством создания своего бренда, использования торговых знаков и торговых марок. Особую значимость эти объекты приобретают в условиях цифровизации, в связи с расширением возможностей применения компьютерных технологий, автоматизированных систем, информационных баз данных. Рассмотрены направления развития методологии бухгалтерского учета нематериальных активов, особенности признания и принятия к учету при применении новых федеральных стандартов, регламентирующих оценку нематериальных активов на разных стадиях жизненного цикла объектов, учетные процедуры, связанные с движением объектов, способы оценки и отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Раскрыты способы формирования стоимости нематериальных активов при переходе права собственности на объекты, передаче в аренду, ликвидации нематериальных активов, а также порядок учета капитальных затрат, образующих первоначальную стоимость объектов в результате приобретения нематериальных активов или строительства, в соответствии с федеральными стандартами. Даны рекомендации по организации бухгалтерского учета амортизационных отчислений с применением различных методов, совершенствованию методологии учета нематериальных активов в условиях реформирования системы бухгалтерского учета, формированию их стоимости для отражения в бухгалтерской отчетности. Раскрыт порядок установления лимита стоимости для признания объектов в составе нематериальных активов, определения срока пользования для эффективного распределения затрат по приобретению и принятию к учету нематериальных активов.