ГОФМАНОВСКИЙ КОМПЛЕКС В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА "ДЬЯВОЛИАДА" (2024)

Статья продолжает ряд исследований, связанных с анализом гофмановской традиции в русской литературе. Творчество М. А. Булгакова рассматривается как значимый этап в развитии «гофмановского текста русской литературы». С помощью методологии «гофмановского комплекса» в повести М. А. Булгакова «Дьяволиада» (1923) выделяются элементы поэтики Э. Т. А. Гофмана, а также анализируется их трансформация в художественном мире русского писателя. Делается вывод о том, что черты гофмановской поэтики в повести «Дьяволиада» Булгакова проявляются в обращении к гофмановской стилистике (разрушительная ирония и гротеск), в проблеме механизации человека и общества, которая реализуется в мотивах кукольности, приеме оживления неживого и подмены живого неживым (создается при помощи синекдохи, говорящих фамилий, звуковых и анималистических метафор, цветовой символики) и инфернального зеркального комплекса (образы-символы глаз, зеркала и стекла), который помогает создать гротескный образ канцелярии-ада и образ Кальсонера (восходит к гофмановским образам Дапертутто, Копеллиуса и др.). Традиции Гофмана в повести Булгакова также связаны с осмыслением проблемы двойничества и категории безумия, которые актуализируются в результате нарушения хода объективного времени в сознании персонажа (темпоральный слом), находящегося в ситуации сильного эмоционального потрясения, под влиянием которого восприятие реальности характеризуется особым фантастическим типом мышления, когда объективные законы мироустройства и логики нарушаются, а мировосприятие главного героя раздваивается (переплетение реального и ирреального).

Издание: НОВЫЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 2 (69) (2024)
Автор(ы): Королева Вера Владимировна, Притомская Алина Романовна
Сохранить в закладках
И. В. Гете и Э. Т. А. Гофман: к вопросу о творческом диалоге (влияние И. В. Гете на формирование сказочной поэтики Э. Т. А. Гофмана) (2024)

В статье рассматривается специфика отражения гетевских аллюзий в раннем сказочном творчестве Э. Т. А. Гофмана. Отмечаются отсылки Гофмана к произведениям Гете «Сказка о зелёной змее и прекрасной Лилии» (1795), «Триумф чувствительности» (1778), «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1975–1976) и др. Гофман, признавая Гете как гения немецкой культуры, порой с иронией относится к его культу, вкладывая в уста своих персонажей критические высказывания о признанном писателе и учёном, создает прозрачные реминисценции, а также цитирует в ироническом контексте его произведения («Собака Берганца», «Взаимосвязь вещей» и др.). В статье делается вывод, что Гофман продолжает размышления над рядом проблем, восходящих к творчеству Гете: профанация искусства (ирония над героем-подражателем, осмысление роли Шекспира в формировании немецкого театра («Необыкновенные страдания директора театра») и др.), проблема мелкости в парадоксальной связи с величием («Крошка Цахес»), механизация человека и общества и мотив любви к кукле («Песочный человек»), образ псевдоромантического героя и осмысление природы как источника истинного вдохновения («Королевская невеста», «Золотой горшок»).

Издание: ART LOGOS
Выпуск: № 4 (29) (2024)
Автор(ы): Королева Вера Владимировна, Февралева Ольга Валерьевна
Сохранить в закладках
ПРЕЛОМЛЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ Э.Т.А. ГОФМАНА В РАССКАЗЕ А.К. ДОЙЛЯ "СЕРЕБРЯНОЕ ЗЕРКАЛО" (2024)

В статье на примере рассказа А.К. Дойля «Серебряное зеркало» исследуется влияние немецкого писателя-романтика Э.Т.А. Гофмана на английский неоромантизм. Поднимается вопрос об актуальности проблемы преемственности немецкой романтической традиции в английском неоромантизме. Черты гофмановской поэтики в рассказе Дойля рассматриваются в виде присущего творчеству Гофмана идейно-тематического комплекса («гофмановский комплекс»), который проявляется в осмыслении следующих проблем: двоемирие (мир реальный - мир ирреальный), механизация человека и общества (реализуется в романтической оппозиции неживое (прагматическое мировосприятие) - живое (романтическое мировосприятие)), двойничество (представлено «зеркальным комплексом» (зеркало, глаза)) и психологизм (анализ психического состояния, которое возникает в момент сильного эмоционального напряжения («разумное» безумие)). В заключение статьи делается вывод о том, что гофмановская традиция преломляется в творчестве Дойля: вместо героя с романтическим мировосприятием в центре неоромантического текста - герой-прагматик, который лишен творческого видения и способен познать новый мир только в состоянии «разумного» безумия.

Издание: ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: том 30 № 2 (2024)
Автор(ы): Королева Вера Владимировна, Киселева Анна Олеговна
Сохранить в закладках