В статье исследуется экономическое состояние Донецкой Народной Республики (ДНР) до вхождения в состав Российской Федерации и анализируется ресурсный потенциал республики, обусловливающий взаимный интеграционный интерес. Приведены показатели, подтверждающие, что за период с момента образования ДНР до начала Специальной военной операции и территориального объединения с Россией экономика Донецкого региона была значительно деформирована и практически разрушена. Объем производства в пределах территории республики сократился на 70%, экономический потенциал составлял всего 45% от довоенного уровня, бюджетное планирование отсутствовало, а численность населения сократилась почти в два раза. Анализ ресурсного потенциала ДНР проведен по следующим направлениям: сырьевой производственный, образовательно-научный, инфраструктурный и кадровый. Выделены первые экономические достижения республики после территориальной интеграции с Россией, что подтверждает перспективность интеграционного процесса/
В статье исследована проблема социальной ответственности государства за развитие науки и образования в стране. Проанализированы различные модели университетов, в том числе существующие в настоящее время, а также концептуальные подходы к оценке роли и значения современного образования и науки в России и в разных странах. Отражено реальное состояние сферы российской науки, сложившееся в результате либеральных реформ, проанализирована динамика расходов на научные исследования в России и в развитых странах мира. Сформулированы проблемы и противоречия в развитии науки и образования в РФ. Дан критический анализ современной концепции политики государства в сфере образования в России, которая активно внедряется в научно-образовательную практику в нашей стране. Сделан вывод о необходимости повысить роль государственного управления развитием науки и образования в РФ, в том числе за счет проведения активной стимулирующей политики в сфере научной и образовательной деятельности.