Данная работа посвящена анализу проблем развития корпоративного управления в России в условиях текущей геополитической ситуации. В настоящее время наблюдается определенный диссонанс траекторий развития мировой и российской экономик в части их ESG-трансформации. Если в международном экономическом пространстве ESG-факторы развития стоят на первом месте при принятии решений об инвестировании средств в проекты и ценные бумаги, то в российской действительности эти факторы не находят такого интереса со стороны инвесторов. Кроме того, один из составляющих факторов ESG-трансформации - корпоративное управление (G) - претерпевает существенные изменения в части нормативного регулирования и практического использования в России в рамках антисанкционной политики. Анализируется влияние изменений в российских нормативных документах в части действия принципов корпоративного управления на изменение стоимости бизнеса. Даны предложения по внесенным изменениям в нормативные документы для ослабления их отрицательного влияния на рост стоимости бизнеса. Целью исследования является анализ законодательных изменений в области корпоративного управления в России и влияние этих изменений на формирование стоимости бизнеса российских обществ. В рамках данной статьи подразумевается выявление факторов, оказывающих влияние на изменение стоимости бизнеса в результате принятых изменений в нормативной базе в области корпоративного управления в России. Исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов системного и сравнительного анализа, анализа и синтеза, методах и подходах оценочной деятельности. Изменения в нормативных документах в области корпоративного управления затрагивают все семь принципов корпоративного управления по Кодексу Банка России. Данные изменения как положительно, так и отрицательно влияют на цену акций и стоимость бизнеса. В статье даны предложения по нивелированию отрицательного влияния изменений в нормативных документах в области корпоративного управления на стоимость бизнеса. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии положений корпоративного управления и его влияния на стоимость бизнеса в условиях мобилизационной экономики. Практическая значимость работы состоит в наличии потенциала внедрения и использования результатов исследования при управлении стоимостью компаний, использующих принципы корпоративного управления, в современных экономических условиях.
В данной статье рассматриваются методики и способы применения инструментов поведенческих финансов для создания системы научно-обоснованных корректировок результатов стоимостной оценки и корректирования финансовых решений с учетом поведенческих факторов.
Инструменты поведенческих финансов используются в анализе по трём базовым направлениям, определённым в отечественной финансовой науке: психологические концепции, эвристики, поведенческие модели оценки активов.
Разработка классификации инструментов поведенческих финансов открывает новые горизонты применения традиционных методик стоимостной оценки в сочетании с новой теорией. Теперь, если на основе представленных в статье расчетов по каждому рынку определить свою эмоциональную составляющую, классифицировать её в соответствии с поведенческими концепциями или эвристиками, то полученный норматив отклонений будет соответственно характеризовать поведенческую поправку для каждого, определённого для рынка инструмента поведенческих финансов.