КРЕАТИВНОСТЬ И СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕНЫ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА (2024)

В связи с цифровой трансформацией рутинные работы активно и динамично передаются компьютерам. Человек как субъект и творец своей истории столкнулся с необходимостью в скором будущем осуществлять преимущественно те виды деятельности, которые недоступны компьютерам. В статье сформулированы условия обретения человеком свойств субъектности и креативности. В качестве субъектов цифрового общества авторы рассматривают как человека, так и искусственно созданные изделия, построенные на самообучающихся алгоритмах искусственного интеллекта (техносубъектов). Исследовательские вопросы сформулированы в статье следующим образом: при каких условиях человек в сетевой коммуникации может выступать как креативный субъект, а в каких случаях он выступает объектом влияния других субъектов? Насколько автономен самообучающийся техносубъект в коммуникациях с человеком и может ли он создавать и использовать нечто новое? Может ли самообучающийся техносубъект выполнять действия, не заданные явным образом его алгоритмами, модифицируя цели? Как снизить рискогенность алгоритма искусственного интеллекта в процессе его саморазвития? Статья носит поисковый характер с акцентом на поиск идей, помогающих более глубоко понять степень риска, с которым сталкивается цифровое общество.

Издание: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Выпуск: Том 27 № 1 (2024)
Автор(ы): ВАСИЛЕНКО ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА, Молчанова Ольга Ильинична, БОГДАНОВА ЛАРИСА ВЛАДИСЛАВОВНА
Сохранить в закладках
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ: АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ ПРАКТИК (2024)

В статье рассмотрены ключевые аспекты деятельности российских креативных кластеров, их роль в социально-экономическом развитии территорий. Цель исследования - на основе анализа проблемных зон и направлений развития креативных индустрий и креативных кластеров в территориальном развитии российской экономики выявить роль креативных кластеров в сглаживании территориальных различий регионов в контексте устойчивого регионального развития. В работе применены аналитические методы, приведена авторская классификация основных направлений деятельности креативных кластеров и достигаемых ими результатов, в том числе за счет присущей им инновационной составляющей, выделены ключевые направления развития креативных кластеров и сформулированы проблемные зоны, препятствующие успешному развитию, в частности недостаточная проработанность теоретико-методологических аспектов формирования и развития креативных кластеров. Зачастую они создаются региональными администрациями как дань актуальной повестке креативных индустрий, экономики впечатлений либо формируются самими участниками рынка, чаще всего по принципу территориальной или отраслевой близости. Однако участники кластера быстро сталкиваются с описанной М. Портером спецификой внутрикластерной конкуренции как необходимого фактора развития, но при этом не владеют необходимыми инструментами и методиками решения этой задачи. Таким образом, формирование креативных кластеров в российской практике осуществляется методом проб и ошибок, отсутствует системный научный подход. Прямое заимствование зарубежного опыта без должного осмысления и адаптации к задачам развития российских регионов и территорий сомнительно. Особенностью данной работы является комплексное исследование роли креативных кластеров в формировании имиджа и бренда территорий, рассмотрено их позитивное влияние как на экономические результаты деятельности регионов, так и на социальное и культурное развитие. Драйверами экономического и технологического роста регионов выступают инновационная составляющая деятельности и развитие научных и образовательных организаций в составе кластеров. Приведены примеры успешно действующих кластеров и проектов в сфере креативной экономики, сформулированы направления их совершенствования.


Издание: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
Выпуск: Том 28, №1, 2024 (2024)
Автор(ы): БОГДАНОВА ЛАРИСА ВЛАДИСЛАВОВНА, ВАСИЛЕНКО ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА, КАРИМОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках