ВОЕННЫЙ ФАКТОР В РЕГИОНАЛЬНОМ БАЛАНСЕ СИЛ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ (2024)

Целью проведенного исследования стал анализ военно-политического потенциала государств ближневосточной подсистемы международных отношений. Для достижения этой цели были поставлены пять задач. Во-первых, сформулировать исходные гипотезы оценки регионального баланса сил. Во-вторых, определить характерные черты ближневосточной подсистемы в современных международных отношениях. В-третьих, провести сравнительный анализ военной мощи государств Ближнего Востока. В-четвертых, исследовать ближневосточные системы безопасности на современном этапе. В-пятых, выявить особенности ключевых зон вооруженной напряженности на Ближнем Востоке. Сложный и многоплановый характер геополитической обстановки в регионе и динамика изменений в трех основных зонах конфликтности (сирийско-иракской, палестино-израильской и йеменской) позволили выявить тенденцию к размыванию государствоцентричного миропорядка, однако делать заключение о значительном возрастании роли негосударственных акторов и переходе к бесполярности, описанной в работах Р. Хааса, было бы преждевременным. Конфликтное взаимодействие между государствами, стремящимися к лидерству в регионе (Иран, Израиль, Турция, Саудовская Аравия, Египет), особенно на примере событий конца 2023-2024 года, указывает на смещение баланса сил из относительно статичного, стабильного в динамическое, меняющееся состояние, характеризуемое авторами как состояние-процесс. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что на Ближнем Востоке уже сформировался полицентричный миропорядок регионального масштаба. Данный полицентризм может быть использован в том числе при конструировании региональных систем безопасности, что позволит заинтересованным странам перейти от ограничивающего формата сотрудничества к конструктивному, расширяющему, вовлекающему в диалог все стороны, участие которых необходимо для поддержания неделимой региональной безопасности.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 19 № 4 (2024)
Автор(ы): АВАТКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, Крылов Данила Сергеевич
Сохранить в закладках
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН: ВЕДУЩИЕ ЧВК ТУРЦИИ (2023)

Статья посвящена исследованию ключевых частных военных компаний, аффилированных с Турецкой Республикой. В современном мире, в условиях формирования новой архитектуры безопасности, растет роль негосударственных акторов, в число которых входят частные военные компании (ЧВК) и схожие по форме своей деятельности структуры. В Турции отсутствуют законодательство в области ЧВК и общепринятая классификация таких организаций, которые, однако, оказывают существенное влияние на внешнеполитическую деятельность и политику безопасности своей страны. Основные подходы турецких аналитиков к классификации ЧВК во многом схожи с принятыми на Западе и сводятся к делению их на поставщиков военных услуг, военные консалтинговые компании и компании по оказанию военной помощи. Выявлено, что бывшими турецкими военными сформировано несколько структур, подобных ЧВК, наиболее известными из которых являются “SADAT” и быстро растущая “Akademi Sancak”. Эти структуры не позиционируют себя как боевые, несмотря на имеющиеся данные об участии сотрудников, в частности, “SADAT” в конфликтах в Ливии, Сирии и других регионах. В то же время в турецком общественно-политическом дискурсе “SADAT” часто рассматривается как «теневая армия» правительства из-за приписываемых этой компании связей с властной элитой Турции. Авторы приходят к выводу, что частные военные компании - относительно новый феномен для Турции. При этом многие турецкие эксперты, а также руководители ЧВК выражают уверенность в необходимости развития данного направления военной деятельности, поскольку ЧВК могут реализовывать ряд важных внешнеполитических задач и служить вспомогательной силой для государства и вооруженных сил Турции.

Издание: ПУТИ К МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ
Выпуск: № 2 (65) (2023)
Автор(ы): АВАТКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, Сбитнева Алина Игоревна
Сохранить в закладках
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ (2023)

В статье анализируется политика Турции в рамках сирийского кризиса. «Арабская весна» привела к кардинальным изменениям в регионе, а Сирия с тех пор превратилась в зону нескончаемого конфликта. На первом этапе вооруженного конфликта Анкара демонстрировала умеренную позицию по отношению к событиям в стране, однако вскоре перешла к жесткой критике режима Б. Асада. Особое внимание уделяется военным операциям Турции в Сирии. Анализируется взаимодействие с Россией и США в рамках сирийского урегулирования. В статье также рассматривается проблема сирийских беженцев и ее влияние на отношения Турции и ЕС. Делается вывод о том, что в свете выборов 2023 г. Анкара перешла к более конструктивной позиции в рамках сирийского кризиса.

Издание: ПУТИ К МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ
Выпуск: № 1 (64) (2023)
Автор(ы): АВАТКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, ГУЗАЕРОВ РАЗИЛЬ ИЛШАТОВИЧ
Сохранить в закладках
ИТОГИ ВЫБОРОВ В ТУРЦИИ 2023 Г (2023)

2023 год для Турции был ознаменован проведением президентских и парламентских выборов. В статье проанализированы позиции основных кандидатов и их программы. Показаны действия кандидатов, направленные на получение новых голосов. Подводятся итоги выборов, особо отмечаются популистские действия Р.Т. Эрдогана. Делается вывод, что победа Р.Т. Эрдогана обеспечит продолжение консервативного курса развития страны с уклоном на прозападный курс в экономической части.

Издание: ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Выпуск: № 69 (85) (2023)
Автор(ы): АВАТКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, ГУЗАЕРОВ РАЗИЛЬ ИЛШАТОВИЧ
Сохранить в закладках