ПОСТРОЕНИЕ И АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ "РИСК РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ" (2024)

Для исследования аспектов наркомании, кроме статистических средств, применен когнитивный подход, который реализуется как последовательность выполнения следующих задач. Фиксации целевого фактора «риск распространения наркомании». Выявление факторов, влияющих на целевой фактор. Построение и анализ когнитивной модели с применением информационных технологий. Результаты исследования проблемы показали, что если увеличение взаимодействия субъекта в коммуникативных ситуациях осуществляется в среде с социально-нормативным поведением, то риск формирования тенденции к употреблению наркотических веществ существенно снижается.

Издание: ИНФОРМАТИКА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Выпуск: № 1 (79) (2024)
Автор(ы): Маренко Валентина Афанасьевна, Мильчарек Тадэуш Петрович, Сосковец Альберт Владимирович
Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ (2024)

Цель исследования - диагностика наличия агрессивности и экстремистской направленности личности у индивида, реализованная с помощью двух авторских методик («Нонкоммуникативность» и «Комплекс воина»), разработанных сотрудниками Омского государственного технического университета. Тематика статьи актуальна, так как создание различных инструментов изучения общественных отношений и их моделирование востребованы и способствуют пониманию усилий власти, направленных на стабилизацию социальной системы в целом. Анализ данных показал прирост в 2023 г. значений показателей, характеризующих наличие у испытуемых агрессивности и экстремистской направленности личности, провоцирующих риск экстремистских проявлений в жизни индивида. Результаты исследования являются основой для составления программ профилактики угрозы экстремизма, которая провоцируется обострением социальной напряженности в нашем обществе и в мире.

Издание: ИНФОРМАТИКА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Выпуск: № 3 (81) (2024)
Автор(ы): Маренко Валентина Афанасьевна, Мильчарек Тадэуш Петрович, Мильчарек Наталья Александровна
Сохранить в закладках
СИМПЛИЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОГНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ (2019)

В статье описан вычислительный процесс, соответствующий симплициальному анализу когнитивной модели «качество образования». Формализация модели осуществлена с применением теории графов. Сформированная когнитивная модель в виде орграфа содержит один целевой и десять управляющих факторов. Согласование весов дуг орграфа проведено с применением средств математической статистики. Приведены результаты имитационного эксперимента, проведенного с использованием авторского программного средства, созданного на основе численных методов, которые иллюстрируют зависимость значений целевого фактора «качество образования» от внесения импульсов в различные управляющие факторы.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Выпуск: № 7 (2019)
Автор(ы): Маренко Валентина Афанасьевна
Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (2020)

Цель написания статьи состоит в описании моделей, характеризующих качество обучения, в том числе «степень владения» системой компетенций, которые формировались с применением метода семантического дифференциала, аппарата нечетких множеств и математической статистики, а также - личностных показателей учащихся. Натурные эксперименты проведены с учащимися и педагогами колледжей ОмГТУ и Омского Института бизнеса и информационных технологий. Для построения индивидуальных семантических профилей, которые иллюстрируют владение отдельными компетенциями ФГОС дисциплин в баллах, применялась биполярная шкала с трехбалльной степенью выраженности отдельного полюса. Графический материал формировался с применением самооценок учащихся. Для группы учащихся проведена процедура свертки первичных данных с применением аппарата нечетких множеств. Модель, сформированную в результате свертки первичных данных, можно использовать для оценки степени владения ФГОС по исследуемой дисциплине в целом. Построены на фазовой плоскости графические образы индивидуальных информационных и интеллектуальных показателей учащихся, полученных при анкетировании в 2019 и 2020 годах. Результаты показали их линейную зависимость от времени и незначительные изменения значений. Тем не менее эффект изменения присутствует и объясняется проявлением философского закона перехода количества в качество, характеризующего кумулятивный эффект накопления знаний. Полученные низкие значения показателей, психологи объясняют снижением интереса к изучаемому предмету, отсутствием мотивации к обучению в целом. Результаты исследований могут быть использованы для определения степеней усвоения комплекса дисциплин любой профессиональной подготовки, а также наблюдения кумулятивного эффекта значений личностных показателей учащихся.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Выпуск: № 8 (2020)
Автор(ы): Глебова Ирина Геннадьевна, Маренко Валентина Афанасьевна, Замышляева Людмила Васильевна
Сохранить в закладках