ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИНГВИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)

Перемены в экономике, социально-культурной сфере, геополитике и обществе в целом требуют изменений в подходах к подготовке педагогических кадров. Выпускники вузов должны быть готовы к современным условиям образовательного пространства. Традиционные подходы к организации педагогических практик не решают поставленной задачи, необходимо внедрять новые продуктивные методы обучения. В статье определены современные дидактические подходы к организации практики студентов-лингвистов: компетентностный, личностно-деятельностный, системно-деятельностный и экосистемный. Рассмотрены основные характеристики экосистемы. Анализ научной литературы, эксперимент с организацией практик студентов Уральского федерального университета, анкетирование участников и полученные результаты позволяют убедиться в эффективности экосистемного подхода. Описана методика практической подготовки лингвистов к профессиональной педагогической деятельности. Приведены примеры различных мероприятий, проведенных в рамках учебной научно-исследовательской и педагогической практик студентов в разных учебных заведениях. Представлены статистические данные об оценке эксперимента всеми участниками. Полученные результаты демонстрируют эффективность экосистемного подхода к организации педагогической практики студентов.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 2 (18) (2024)
Автор(ы): Ковалева Александра Георгиевна
Сохранить в закладках
ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРЕВОДЧИКА У СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УРФУ (2024)

Цифровые технологии затрагивают многие сферы профессиональной деятельности человека. Образовательная сфера не является исключением. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью подготовки современных специалистов в вузах для формирования и развития цифровых компетенций. Требования работодателей привели к пересмотру обучения переводчиков на кафедре иностранных языков Уральского федерального университета. Поставлена задача по разработке методики формирования цифровой компетенции переводчика у студентов лингвистических образовательных программ. Авторы статьи рассматривают цифровую компетенцию переводчика как необходимый элемент профессиональной компетенции современного переводчика. Цифровая компетенция переводчика является многокомпонентной и объединяет технический, информационно-организационный и коммуникационный компоненты. Разработанная поэтапная методика формирования цифровой компетенции переводчика предусматривает формирование каждого ее компонента посредством последовательного освоения различных дисциплин, формирующих лингвопереводческие умения наряду с цифровыми. Кафедра иностранных языков Уральского федерального университета создала образовательную программу «Перевод в цифровой среде», которая обеспечивает одновременное, поэтапное развитие лингвопереводческих и цифровых компетенций у студентов, обучающихся по направлению 45.02.03 «Лингвистика». При сохранении дисциплины лингвопереводческого модуля в учебный план был добавлен модуль «Информационные технологии в переводе», реализующий новую методику. Содержание каждой дисциплины отвечает целям и задачам поэтапного формирования определенного компонента цифровой компетенции переводчика. В статье даны описание дисциплин и их роль в данном процессе: «Информационные технологии в лингвистике», «Документальное сопровождение перевода в цифровой среде», «Языки программирования», «Цифровой менеджмент языковых данных в переводе», «Профессиональное постредактирование машинного перевода». Реализация методики поэтапного формирования цифровой компетенции в ходе освоения дисциплин цифрового модуля должна повысить эффективность взаимодействия будущих переводчиков с цифровой средой, обеспечивая формирование каждого из компонентов цифровой компетенции переводчика.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Обвинцева Надежда Валерьевна, Ковалева Александра Георгиевна, Платонова Светлана Владиславовна, Мурашкина Ксения Викторовна
Сохранить в закладках