НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - К "НОВОЙ ГЕОМЕТРИИ" ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (2024)

В статье рассматриваются особенности формирования и развития в экономике России организационных структур, ориентированных как на достижение экономического и технологического суверенитетов, так и на развитие кооперации и взаимодействия взаимодополняющих производств и сфер экономической деятельности. К числу важнейших особенностей предлагаемого подхода относится рассмотрение и развитие взаимодействия через призму учета и отражения пространственных особенностей отечественной экономики. По мнению авторов, экономика России отличается более чем существенной ролью пространственного фактора при решении всех основных задач социально-экономического развития. Это связано как со значительными расстояниями доставки и предоставления товаров и услуг, так и с существенной рассредоточенностью в пространстве отдельных стадий и переделов в рамках цепочек создания ценности (добавленной стоимости). Неучет данного обстоятельства в процессе «радикальных» экономических реформ за последние 30-35 лет привел к деградации многих производств и сфер хозяйственной деятельности - разрыву или ликвидации созданных в процессе индустриализации фрагментов цепочек создания ценности (добавленной стоимости). Авторами статьи развивается и детализируется разработанный в ИЭОПП СО РАН подход к формированию устойчивых цепочек создания ценности (добавленной стоимости), получивший название «импульсные проекты». Предлагается развитие данных проектов на основе сочетания процессов вертикальной интеграции взаимодополняющих стадий и переделов (расположенных в различных регионах страны). Такое развитие тесно связано с выстраиванием горизонтальных взаимодействий на отдельных стадиях экономических процессов и технологических переделов. Данный подход позволяет, по мнению авторов, обеспечить становление и развитие горизонтальных взаимодействий в контексте реализации как задач пространственного развития, так и достижения приоритетов научно-технологической политики.

Издание: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Выпуск: Том 20 № 3 (2024)
Автор(ы): Крюков Валерий Анатольевич, Крюков Яков Валерьевич
Сохранить в закладках