Обобщен опыт освоения и развития Дальнего Востока России с разных направлений, в разных масштабах времени и пространства, начиная c основания в 1860 г. Владивостока - наиболее удаленного от обеих русских столиц крупного города. Показано, что морской (восточный) путь в прошлом и космический в наши дни играют не меньшую роль в освоении макрорегиона, чем традиционный сухопутный (западный). Морские схемы играли решающую роль до пуска Транссиба целиком по территории России в 1916 г., а с начала 1970-х гг. симбиоз цифровых и космических технологий позволяет снимать ограничения в пространственной доступности все более широкого набора функций, территорий и акваторий, параллельно расширяя возможности для их консолидации и интеграции как в национальную территорию России, так и в Большую Евразию. Освоение космоса как части геосферы заложило фундамент трансформации традиционной модели пространственного развития Дальнего Востока на основе конкуренции и попеременного доминирования сухопутного и морского путей его освоения. С начала 1970-х гг. в рамках этой трансформации постепенно гармонизируется разделение труда между видами и системами транспорта и трассами сообщений, когда схемы развития макрорегиона с моря и с суши все чаще выступают не как конкурирующие, а как взаимодополняющие.