Исследование динамики взаимодействия коммуникативных умений и толерантности позволяет осуществлять направленную профилактику интолерантного поведения в деятельности и подготовке сотрудников органов внутренних дел к условиям профессионального общения. Цель — оценка толерантности и коммуникативной компетентности курсантов образовательной организации МВД России и установление степени готовности обучающихся к самостоятельному выполнению задач профессионального взаимодействия. Материалы и методы. Выполнено сравнительное исследование на основе результатов психодиагностики курсантов образовательной организации МВД России в количестве 106 человек. Методики исследования: опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), методика «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (В. Н. Куницына). Результаты и обсуждение. Установлены средний уровень толерантности общей выборки курсантов и зависимость коммуникативной компетентности от уровня толерантности. Определен более высокий уровень коммуникативных умений толерантных респондентов и наличие у них личностных свойств коммуникативной компетентности, обеспечивающих стабильность моральных установок и убеждений. Сравнение показателей толерантности курсантов 2013 и 2024 гг. позволило выявить идентичность значений на уровне средней выраженности и статистически достоверное снижение показателя толерантности как черты личности. Выводы. Готовность курсантов к реализации задач профессиональной деятельности определяется динамическим взаимодействием толерантных свойств личности и коммуникативных умений, необходимых для социального взаимодействия, а также социальной предприимчивостью, мотивацией достижения, эмоциональной устойчивостью и ориентацией на стабильность человеческих отношений.
Введение. Ценности, сформированные в период профессиональной подготовки и обучения в высшем учебном заведении, оказывают существенное влияние на формирование смыслов субъекта учебной деятельности, а возможность их бесконфликтной реализации детерминирует состояние психологического благополучия.
Расхождения в представлениях личности о способах реализации ценностей, а также доминирование желаний над мотивацией достижений и мотивацией ориентации на успех, детерминирует пассивность в реализации ценностных целей и психологическое неблагополучие. Цель исследования состояла в выявлении особенностей и взаимосвязей ценностных факторов, обеспечивающих психологическое благополучие курсантов образовательной организации МВД России.
Методы. В исследовании применялись общенаучные методы исследования, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных, психодиагностический метод, методы описательного, сравнительного и корреляционного анализа с использованием t-критерия Стьюдента и коэффициента корреляции Пирсона.
Выборка исследования была представлена курсантами, обучающимися в образовательной организации высшего образования МВД России (n = 152), средний возраст: 22,1 ± 1,1 лет.
Результаты. В результате исследования установлено, что представленность ценностных факторов в комплексе переживания как психологического благополучия, так и психологического неблагополучия детерминирована практически равнозначными ценностями.
Различия между благополучием и неблагополучием обеспечиваются большей выраженностью ценностей развития себя, духовного удовлетворения, ценностей сферы общественной жизни, обучения и образования при состояниях психологического благополучия.
В исследовании выявлена зависимость психологического благополучия от реализации ценностей, что объясняется многочисленными положительными корреляциями между значениями ценностей и благополучия.
При психологическом неблагополучии корреляции между его значениями и значениями ценностей характеризуются обратными, отрицательными связями.
Наиболее значимым критерием в оценке связей ценностей и психологического благополучия выступает не столько фактор ценностей, сколько механизм их достижения, отражающий общую активность личности, уровень позитивной мотивации, ориентацию на успех и личностную зрелость.