Актуальность. Возможности Интернета в Африке позволяют добиваться всеобщей грамотности, доступа к образованию для девочек и детей-инвалидов и т. д. Целью исследования является анализ проникновения Интернета и цифровых технологий в школы Ганы, раскрывая проблемы в данном направлении, национальную специфику интеграции и амбициозные проекты Правительства.
Материалы и методы. На основе сравнительного, социологического, статистического и факторного анализа изучены образовательная документация Ганы и международных организаций, труды ганских ученых, социологические опросы, отчеты официальных ведомств, отзывы СМИ, учащихся и педагогов о цифровых технологиях в школах. Результаты исследования. Проанализирована национальная статистика о доступе к Интернету и использовании цифровых технологий гражданами, о доступе и цифровых навыках ганских учителей. Определены факторы внедрения Интернета в ганском обществе. Выявлены проблемы цифровой интеграции в школах Ганы. Определена правовая база цифровизации, проанализированы значимые проекты цифровизации общего образования.
Выводы. В Гане разработана политика информационно-коммуникационные технологии, направлениями которой стали создание инфраструктуры, образовательной среды, профессиональное развитие учителей, развитие цифровых навыков школьников. Они поддерживаются законодательно, финансово и методически; властями и обществом реализуются значимые проекты, связанные с доступом к Интернету. Однако большинство из них направлены только на отдельные узкие категории учащихся, не затрагивая многих школьников. К организационным трудностям, создающим подобное противоречие, относятся материально-финансовые дефициты образования и субъективное неприятие.
Педагогическое взаимодействие является основой и инструментом проведения всех педагогических процессов. Под педагогическим взаимодействием понимаются личностные контакты между участниками образовательного процесса, приводящие к взаимным изменениям в их отношениях, действиях, поведении, взглядах и т. д. Оно проявляется в области дидактики, воспитательной, социально-педагогической деятельности, поэтому оно универсально и не имеет национальных границ. Однако сам термин «педагогическое взаимодействие» есть в немногих странах, в связи с чем возникает вопрос о степени осмысления данного феномена в национальных педагогиках. Наиболее частыми терминами выступают «коммуникация», «общение», «отношения». На примере Японии можно видеть, что педагогическое взаимодействие изучалось в науке недостаточно и под большим влиянием западной педагогической мысли, прежде всего, немецкой. Целью статьи является сравнительный анализ понятия «педагогическое взаимодействие», используемого в педагогической литературе двух стран. В японской науке устоялось понятие «педагогические отношения» и «отношения между учителем и учеником», с 1990-х гг. к нему обращаются психологи, социологи и педагоги. В российской педагогике понятие педагогического взаимодействия использовалось с 1970-х гг. и долго заменялось синонимами, но с 1990-х гг. глубоко изучается в самых разных аспектах. Можно утверждать, что в Японии сложился феномен педагогического взаимодействия, характеризующийся, с одной стороны, недостаточным теоретическим осмыслением национальной педагогикой, а с другой - основанием на глубоко устоявшихся уникальных традициях и ритуалах контактов ученика с педагогами и другими учащимися.
Одним из рабочих инструментов реализации гуманитарной политики России на африканском континенте является двустороннее сотрудничество в образовательной сфере. Численность африканских студентов в российских вузах достигает 35 тыс., и правительство намерено увеличивать квоту на обучение, в том числе для студентов из Западной Африки. Активизации сотрудничества будет также способствовать культурно-просветительская деятельность РФ на территории данных государств. Интеграция данной деятельности в национальные образовательные системы требует понимания организации самих систем в их институциональном и полиэтническом многообразии, что не находит достаточного развития в разрозненных сведениях по данной теме в русскоязычной литературе. Например, почти не изучалась в российской педагогике организация профессионально-педагогического образования в Западной Африке. Таким образом, целью исследования стал сравнительный анализ подготовки педагогических кадров в западноафриканских государствах - Республике Гана и Республике Кот-д’Ивуар. Методология выдержана в рамках сравнительно-педагогического бинарного исследования, опираясь, прежде всего, на методы компаративистики и истории педагогики. В результате междисциплинарного исследования дано комплексное сравнение систем подготовки кадров в Гане и Кот-д’Ивуаре, охарактеризованы исторический, политический и экономический факторы её становления и развития, представлена современная структура систем педагогического образования, проанализирована текущая модернизация этих систем в двух странах, выявлены сходства и отличия ганийского и ивуарийского педагогического образования, позволяющие судить о характеристиках подготовки педагогов в масштабе субрегиона.