Научный архив: статьи

Взаимосвязь личностных характеристик и жизнестойкости у слушателей высших образовательных учреждений МВД России (2025)

Актуальность данной работы заключается в исследовании взаимосвязи между личностными характеристиками и жизнестойкостью у сотрудников органов внутренних дел, непосредственно влияющих на выполнение служебной деятельности. В настоящее время данная проблема недостаточно проработана. Цель — изучение взаимосвязи между жизнестойкостью и типом личности, а также доминирующим психическим типом у сотрудников правоохранительных органов. Материалы и методы. Экспериментальная база исследования: респонденты — мужчины и женщины в возрасте от 21 года до 23 лет. Общий объем выборки — 101 человек. Методы исследования: методика «Индивидуально-типологический опросник „ИТО+“» Л. Н. Собчик (в модификации К. В. Сугоняева), «Опросник жизнестойкости» С. Р. Мадди (в модификации Д. А. Леонтьева), методика определения доминирующего психического состояния Л. В. Куликова (в модификации К. В. Сугоняева, 6-шкальная форма). Для реализации целей и задач исследования применен корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты и обсуждение. В ходе проведения корреляционного анализа было установлено наличие взаимосвязи между жизнестойкостью и типом личности, а также доминирующим психическим типом у сотрудников органов внутренних дел. Выявлено, что сотрудники с экстравертированным типом и высокой работоспособностью являются наиболее жизнестойкими. Выводы. Жизнестойкость личности сотрудников органов внутренних дел обнаружила значимую взаимосвязь с экстраверсией и интроверсией. Они характеризуются устойчивостью, высоким уровнем работоспособности, выраженной экстраверсией, готовы к преодолению трудностей и самостоятельному планированию действий.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): Коноплева Елена Александровна, Канунников Роман Игоревич
Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОМ (СЛУЖЕБНОМ) КОЛЛЕКТИВЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ (2024)

Статья посвящена актуальной проблеме мониторинга социально-психологического климата в учебных (служебных) коллективах организаций МВД России. В ней эмпирически подтверждена гипотеза о существовании личностных детерминант, обусловливающих субъективные восприятие и оценку коллективом курсантов социально-психологического климата, что составляет новизну результатов данного исследования. Представлены выявленные с помощью тестирования, анкетирования, а также кластерного, сравнительного и корреляционного анализа полученных эмпирических данных личностные характеристики курсантов, детерминирующие их субъективное восприятие социально-психологического климата в профессиональном коллективе. Даны характеристики двух групп обучающихся, которые различались выраженностью направленности на себя, на взаимодействие и на задачу, карьерной ориентации «Служение», оценками социально-психологического климата в коллективах, уровня их сплоченности и психологической атмосферы. Показана динамика изменения мотивационных, когнитивных и поведенческих проявлений личности курсантов и их оценок психологического климата коллектива от 1-го к 5-му курсам обучения. Эмпирически доказаны и описаны их взаимосвязи. Материал позволяет пересмотреть подходы к оценке социально-психологического климата в коллективах курсантов и слушателей, расширить ее показатели, использовать индивидуализированный подход к работе по формированию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата с учетом направленности профессиональной деятельности подразделения и психологических особенностей его членов. Знание и учет детерминант психологической атмосферы с учетом особенностей личного состава и направленности деятельности подразделения позволят успешно осуществлять, дифференцировать подход к планированию мероприятий, направленных не только на формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в учебных (служебных) коллективах, но и на развитие, самореализацию и подготовку к будущей профессиональной деятельности курсантов.

Издание: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Канунников Роман Игоревич, Коноплева Елена Александровна
Сохранить в закладках