В настоящее время обеспечение высоких стандартов качества профессиональной подготовки врачей является одним из приоритетов как для системы медицинского образования, так и для системы национального здравоохранения. И в этой связи процедура аккредитации выступает механизмом независимой оценки качества медицинского образования и готовности выпускников медицинских вузов к самостоятельной работе с учетом требований практического здравоохранения. Цель исследования. Изучить уровень удовлетворенности медицинских специалистов процедурой первичной аккредитации и определить пути ее совершенствования. Материалы и методы. Изучение мнений аккредитуемых лиц о процедуре первичной аккредитации было реализовано в июле– августе 2024 г. на базе Сеченовского Университета (анкетный онлайн-опрос, n = 17 058, 78 центров аккредитации в Российской Федерации). Результаты. Согласно полученным данным большинство участников исследования удовлетворены процедурой первичной аккредитации и считают, что она способствует повышению качества медицинских услуг, предоставляемых пациентам, является важным процессом оценки и подтверждения квалификации медицинских специалистов, мотивирует аккредитуемых повысить уровень своих знаний и навыков по специальности, однако способствует повышению уровня стресса у выпускников вузов. Удовлетворенность респондентов процедурой первичной аккредитации во многом была обусловлена высоким уровнем их информированности (95,7 %) и готовности к аккредитационным испытаниям: 31,4 % аккредитованных оценили свою готовность на 10 баллов (по 10-балльной шкале); 49,8 % выбрали варианты ответа «9 баллов» и «8 баллов»; 11,9 % считают, что их уровень готовности соответствовал 7 баллам. Лишь 5,9 % признали, что были недостаточно готовы к аккредитационным испытаниям (оценки от 4 до 6 баллов), а 0,9 % указали, что были практически не готовы к прохождению первичной аккредитации (выбор в диапазоне 1–3 балла). Заключение. Результаты комплексного исследования удовлетворенности медицинских специалистов процедурой первичной аккредитации свидетельствуют о ее значимости как инструмента независимой оценки качества профессиональной подготовки, при этом выявлены потенциальные направления оптимизации организационного сопровождения аккредитационного процесса.
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, г. Москва
В статье представлены результаты медико-социологического исследования, целью которого было изучение представлений и мотивационных установок профессорско-преподавательского состава медицинских вузов в отношении здорового образа жизни и его составляющих. Результаты исследования показали, что, несмотря на довольно распространённое стремление к сохранению своего здоровья (отказ от вредных привычек,
регулярная диспансеризация, вовлечённость в занятия спортом), у значительной части профессорско-преподавательского состава медицинского вуза наблюдается недостаточный уровень приверженности преподавателей принципам здорового образа жизни. Авторы отмечают, что ведению респондентами здорового образа жизни, помимо рабочей нагрузки и дефицита времени, препятствует ещё ряд «антимотивов»: внутренняя неготовность и низкий уровень мотивации к здоровому образу жизни.