Научный архив: статьи

Студенческая вовлеченность в образовательный процесс вуза (2025)

Введение. Исследование посвящено проблеме вовлеченности студентов в образовательный процесс, имеющей существенное значение для качества высшего образования и академических результатов. Особое внимание уделено региональным вузам, где данный феномен изучен недостаточно. Цель исследования – охарактеризовать академическую и социальную вовлеченность студентов регионального вуза.

Материалы и методы. Эмпирическую базу составили результаты онлайн-опроса 483 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (март – апрель 2025 г.). Использованы методы кластерного анализа (SPSS), описательной статистики и кросс-табуляции. Операционализация вовлеченности включала поведенческие, когнитивные и эмоциональные аспекты.

Результаты исследования. Выявлены три уровня академической вовлеченности: высокая, умеренная, низкая; три типа социальной вовлеченности: научно-интегрированный, социально- ориентированный, ограниченный. Установлена отрицательная динамика вовлеченности студентов старших курсов, также наблюдаются различия по направлениям подготовки (максимальные показатели зафиксированы у студентов медицинского направления). Доказано влияние групповых (сплоченность, наличие лидеров) и организационных (качество преподавания, ресурсная обеспеченность) факторов на вовлеченность.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило комплексно оценить уровень, характер и факторы вовлеченности студентов. Полученные результаты создают основу для разработки и реализации целенаправленных мер, ориентированных на повышение качества образовательного процесса и академических результатов студентов.

Издание: ОГАРЁВ-ONLINE
Выпуск: № 3 (220), Том 13 (2025)
Автор(ы): БУРКОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА
Сохранить в закладках
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ (2024)

Дорогие коллеги, С радостью приветствую вас в редакционной колонке, посвященной недавно прошедшим мероприятиям, в которых мне довелось принимать непосредственное участие. Это замечательное время, когда традиционные события продолжают радовать нас своей актуальностью, и мы также встречаем новые инициативы, обогащающие наше научное сообщество.

Издание: ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): БУРКОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА
Сохранить в закладках