В предлагаемой обзорной статье по итогам V-й международной конференции «Topical Issues of International Political Geography» (TIPG-2023) (СанктПетербург, 22-23 декабря 2023 г.) приводятся основные направления работы конференции, а также тезисы дискуссии о перспективах ее дальнейшего развития в условиях обострения международной обстановки и некоторой переориентации в тематике публикаций. Конференция была посвящена ряду аспектов современной политической географии, социологии и международных отношений. TIPG-2023 стала платформой для обсуждения и сотрудничества ученых и экспертов в области политической географии, гуманитарной географии, геополитики, урбанистики, демографии, социологии и социальной антропологии, миграционной политики, природных ресурсов, международных организаций, региональной интеграции, конфликтов, безопасности и других смежных областей исследований. Научная часть TIPG 2023 была организована вокруг 6 тематических секций: «Идеологии регионализма и глобализации в историческом контексте. Философия политики», «Международные отношения», «Политические институты и внутренняя политика», «География культуры, образования и туризма», «Миграция и социальнодемографические процессы» и «Устойчивое развитие». Конференция TIPG с 2019 года прошла значительный путь позиционирования на международном уровне, что видно из статистики издательства Springer и наукометрической базы Scopus. В этой связи TIPG представляет собой успешную попытку найти баланс между полной национализацией науки и необходимостью международного сотрудничества.
. Современные теории урбанизации напрямую связаны с экономическим ростом, который является основным катализатором демографических процессов. На основании этого положения можно рассматривать урбанизацию, как с положительной, так и с отрицательной точки зрения. В этом отношении урбанизация представляет собой серьезную проблему для Казахстана. В настоящее время Казахстан является быстро растущим регионом как в экономическом, так и в демографическом аспектах. Однако рост городского населения в Казахстане может оказаться выше прогнозируемых показателей в результате структурных реформ и ряда других факторов: административных, социальных и экономических изменений. Урбанизация в Казахстане происходит неравномерно: с одной стороны, наблюдается значительный рост городов, с другой, отмечается заметное угасание средних и малых моногородов. Рассматривая процессы урбанизации в Казахстане, авторы статьи предлагают ее типологию. Особое внимание уделено процессам роста городского населения в соотношении с динамикой изменения количества сельского населения. При оценке урабанизационных процессов глобального характера использовался исторический, социологический и сравнительный методы исследования. Анализ системы распределения населения в Казахстане проведен на основе данных социально-экономического развития территории.
Межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Вопросы этнической политики и межэтнических отношений имеют для Казахстан особое значение, в силу многообразия представленных этносов. Межэтнические отношения характеризуются в целом стабильностью и устойчивостью. Большое значение для развития этнокультурных объединений в стране играет Ассамблея народа Казахстана (АНК). Формирование уникальной модели всеказахстанского единства находит своё воплощение в деятельности АНК, основной задачей которой является реализация государственной национальной политики, способствующей общественно-политической стабильности и повышению эффективности взаимодействия между государственными и гражданскими институтами в области межэтнических отношений. Изучение положительной динамики развития этнокультурных объединений курдов, узбеков, уйгуров, и дунган в период независимости Казахстана подтвердило значимость и эффективность реализуемых государственных мер по поддержке межэтнического диалога и сотрудничества. Продуманная политика и стратегическое взаимодействие с этническими группами способствуют не только сохранению культурного разнообразия, но и обеспечивают социальную стабильность и гармонию. Интегрированный подход к управлению этнокультурным разнообразием, основанный на принципах равенства, взаимоуважения и сотрудничества, обеспечивает эффективное развитие общества в целом. Помимо культурной составляющей, деятельность этих организаций была направлена на выполнение конкретных социальных задач, которые получили поддержку государственных органов и получили финансирование. Перспективы дальнейшего углубления этих процессов могут быть связаны с усилением функций Ассамблеи народа Казахстана как ведущего инструмента национальной политики в области межэтнических отношений и культурного плюрализма.