В последние годы возросло применение дистанционного зондирования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для мониторинга техногенно нарушенных земель, а направления применения расширились. И в настоящее время было проведено несколько обзорных исследований, посвященных конкретно техногенно нарушенным землям. Однако недостаточно систематических и всесторонних исследований применения беспилотных воздушных судов в мониторинге техногенно нарушенных экосистем. Целью данной работы являлось изучение технологии дистанционного зондирования Земли с применением беспилотных воздушных судов для контроля техногенно нарушенных земель Кемеровской области - Кузбасса. Впервые проанализировали тенденции применения беспилотных воздушных судов для дистанционного зондирования техногенно нарушенных земель. Основными аспектами сценариев применения дистанционного зондирования с беспилотных воздушных судов являются мониторинг растительности, физический и химический мониторинг почвы, мониторинг деградации почвы и мониторинг нарушений окружающей среды. Существующие ограничения и направления развития применения беспилотных воздушных судов были обобщены. Приведенные материалы будут полезны для лучшего понимания возможностей применения дистанционного зондирования с помощью беспилотных воздушных судов не только для мониторинга нарушенных земель угольных участков, но и в научных исследованиях биологических объектов экологических наблюдений.
Исследуются правовые проблемы получения разрешения на эксплуатацию воздушных судов (сертификата эксплуатанта) в сфере беспилотной авиации. На основе анализа правовых норм различного уровня сделан вывод о том, что специфика эксплуатации беспилотных воздушных судов в настоящее время практически не учитывается. Беспилотная авиация имеет принципиальное значение для развития страны, что подчеркнуто в федеральных документах стратегического планирования. В то же время риски при использовании беспилотных воздушных судов для авиационных работ значительно ниже (в силу отсутствия людей на борту, малой массы). Поэтому обязательные требования к получению сертификата эксплуатанта для операторов беспилотной авиации рекомендуется смягчить, а также уточнить порядок получения необходимой квалификации сотрудниками, не относящимися к авиационному персоналу.