Исследование понятийного мышления младших подростков как компонента психологической готовности к переходу из начальной в основную школу (2025)

Введение. В статье представлены результаты экспериментального исследования сформированности понятийного мышления как центрального психологического новообразования младшего школьного возраста и структурного компонента психологической готовности к переходу из начальной в основную школу у младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с их сверстниками с нормой психического развития. Период перехода из начальной школы на основную ступень образования является одним из сложнейших и имеет определенную специфику протекания у обучающихся с задержкой психического развития в сравнении со школьниками, имеющими норму психического развития. Сформированность познавательного мышления как компонента психологической готовности к обучению в основной школе у школьников с задержкой психического развития следует рассматривать как одно из важнейших условий освоения образовательного материала, дальнейшей академической успеваемости, формирования фундаментальных основ обучения в средней школе.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 302 младших подростка, обучающихся в общеобразовательных 4-х классах г. Челябинска; 86 детей из 302 имеют задержку психического развития. Исследование понятийного мышления осуществлялось с помощью методик Л. В. Тихомировой, А. В. Басова, заимствованных из «Скрининга уровня интеллектуального развития будущих пятиклассников». Для проверки достоверности полученных результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента был применен критерий χ2 (хи-квадрат), который позволил определить уровень статистической значимости различий между эмпирическими выборками.

Результаты исследования. В процессе исследования зафиксированы качественные различия выполнения диагностических заданий школьниками с задержкой психического развития и с нормой психического развития; определены особенности сформированности понятийно-логического, понятийно-категориального и понятийно-интуитивного компонентов понятийного мышления обучающихся с задержкой психического развития и с нормой психического развития; результаты экспериментального исследования выявили отличия в уровне сформированности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития и их сверстников с нормой психического развития, которые носят статистически достоверный характер (χ2 эмпир. =17,48 р ≤ 0,05).

Обсуждение и заключения. Как показало исследование, особенности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития проявляются в стойких трудностях формирования понятийной категоризации учебных понятий и терминов, что может быть связано с низким уровнем мнестических процессов и абстрагирования, а также недостаточным словарным запасом детей данной категории; более того, выявленные трудности процесса обобщения, при котором школьники с задержкой психического развития ориентируются на функциональные или ситуативные признаки, свидетельствуют о запаздывании формирования словесно-логического мышления, что может являться причиной стойких трудностей освоения предметных результатов образовательной программы.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Автор(ы): Сорокоумова Светлана Николаевна, Коробинцева Мария Сергеевна
Сохранить в закладках
Семейная детерминация социофобии у студентов (2024)

Введение. Многочисленные научные исследования показывают тенденцию распространения социофобии у студенческой молодежи, что объясняется факторами неопределенности, глобального риска, резким изменением условий получения высшего образования, а также, преимущественно, личностными особенностями студентов. Однако большую роль в ее формировании играет семейная детерминация, которая недостаточно изучена. Привязанные к родителям, но ощущающие себя малозначимыми в семье, юноши и девушки оказываются недостаточно подготовленными к принятию новых вызовов вне семьи – их социальная тревога может усилиться до уровня социофобии. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей семейной детерминации социофобии у студентов, определяемых по их близости к родителям и значимости в родительской семье.

Материалы и методы. Выборку составили студенты II и III курсов московских вузов (125 юношей и 125 девушек), не состоявшие ранее и не состоящие в браке на момент обследования. Использовались методики социально-психологической диагностики: «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера и О. В. Черемисина; опросник социальной тревоги и социофобии О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева (СТиСФ). В процессе исследования проводилась групповая дифференциация: по уровню социальной тревоги выделялись 2 группы (студенты с социофобией и без нее); по положению в семье – 4 группы (близкие к отцу, близкие к матери, одинаково близкие к обоим родителям, «отчужденные» от родительской семьи). Эмпирические данные подвергались математико-статистической обработке на основе пакета MS Office Excel, IBM SPSS Statistics 23. Межгрупповые различия определялись по t-критерию Стьюдента; корреляционный анализ выполнен по r-критерию Пирсона.

Результаты исследования. В совокупной выборке обнаружено около 29 % студентов с низкими показателями общего уровня социофобии, около 27 % – с повышенными показателями и около 44 % с высоким общим уровнем СТиСФ. Показатель общего уровня составил 47,8 балла, что соответствует повышенному уровню социальной тревоги с тенденцией к высокому. В выборке студентов-социофобов обнаружена меньшая процентная доля близких к отцу и большая – близких к матери, а также в равной степени близких к обоим родителям по сравнению с выборкой студентов без социофобии. Студенты-социофобы имеют достоверно более низкий статус в родительской семье, но межгрупповые различия в показателях близости к отцу или к матери не обнаружены (в обеих группах много студентов как близких с каждым родителем, так и отчужденных от них). Отмечено отсутствие тесных связей между показателями близости студентов к родителям, их значимости в родительской семье и показателями социофобии в совокупной выборке и выборке студентов-социофобов, однако выявлены их значимые корреляции в выборке студентов без социофобии.

Обсуждение и заключения. Положение студентов-социофобов в родительской семье является высоким по близости к обоим родителям, но невысоким по значимости в семье, тогда как положение студентов с низким уровнем СТиСФ характеризуется умеренной степенью значимости в семье и низкой равной степенью близости к обоим родителям. Возникновение социофобии менее вероятно у студентов, имеющих равную невысокую степень близости к обоим родителям и умеренную (в пределах 6-7 баллов) с тенденцией к высокой степени значимости в семье.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Автор(ы): Сорокоумова Светлана Николаевна, Цветкова Надежда Александровна
Сохранить в закладках
НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛОГОПЕДОВ, РАБОТАЮЩИХ В НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЯХ СТАЦИОНАРОВ С ПАЦИЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕЙРОДЕГЕНЕРАТИВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (2024)

В данной статье рассматривается важность повышения профессиональных компетенций логопедов, занимающихся работой в неврологических отделениях стационаров, особо выделяется направление нейродегенерации.

Авторы анализируют специфику работы логопедов в данной сфере, выявляют основные проблемы и вызовы, с которыми они сталкиваются, и рассматривают пути улучшения качества оказываемой ими помощи.

Авторы делают акцент на аспекте междисциплинарного взаимодействия для реализации мероприятий нейрореабилитации.

В статье также обсуждается необходимость постоянного обучения и профессионального развития логопедов для обеспечения высокого уровня помощи пациентам с нейродегенеративными заболеваниями в условиях стационара.

Констатировано качественная речевая реабилитация возможна только при индивидуализации и систематизации восстановительного процесса. Логопедические мероприятия при этом должны проводиться в аспекте междисциплинарного взаимодействия, когда каждый из участников мультидисциплинарной команды решает реабилитационные задачи в рамках своей компетенции при постоянном взаимодействии с коллегами, самим пациентом, его ближайшим окружением для реализации мероприятий нейрореабилитации.

Издание: ВОЕННО-ПРАВОВЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ СИБИРИ
Выпуск: № 1 (19) (2024)
Автор(ы): Сорокоумова Светлана Николаевна, ЗАИКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (2025)

Статья посвящена проблеме развития родительской компетентности у обучающихся с особыми образовательными потребностями, публикация выполнена в рамках проекта «Научно-методическое обоснование вариативной подготовки педагогов к реализации инклюзивных стратегий персонализированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в различных институциональных условиях».

Авторами рассмотрен процесс формирования эмпатии у обучающихся старшего дошкольного возраста с задержанным и нормальным психическим развитием к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений в семье.

Сделан акцент на оптимальные условия, необходимые для развития эмпатийных взаимоотношений обучающихся - старших дошкольников со сверстниками, разработана программа опосредованного формирования эмпатии через развитие позитивных детско-родительских отношений, указаны возможности развития эмпатии обучающихся с разным темпом психического развития к сверстникам в условиях экспериментального обучения.

Издание: ВОЕННО-ПРАВОВЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ СИБИРИ
Выпуск: № 1 (23) (2025)
Автор(ы): Сорокоумова Светлана Николаевна, ГОРДЕЕВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ЛОГОПЕДА В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ: ОСНОВНЫЕ МАРКЕРЫ ДОЛЖНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (2025)

В статье анализируется профессиональная деятельность медицинского логопеда в контексте реабилитационного процесса, акцентируется внимание на ключевых маркерах должностных компетенций. Рассматриваются основные навыки и знания, необходимые логопеду для эффективного выполнения своих обязанностей, включая диагностику речевых и глотательных нарушений, разработку индивидуальных программ коррекции и взаимодействие с другими специалистами в рамках мультидисциплинарной команды. Подчеркивается, что логопед является одним из ключевых специалистов, способствующих успешному восстановлению пациентов с нарушениями речи и глотания. Описываются важные аспекты профессиональной подготовки логопеда, такие как знание современных методов и технологий, а также умение адаптироваться к изменениям в реабилитационных подходах. Также акцентируется внимание на важности мультидисциплинарного подхода в реабилитации, где логопед играет ведущую роль в обеспечении эффективного взаимодействия и достижения положительных результатов в реабилитационном процессе. Статья направлена на актуализацию значимости логопедической помощи в рамках мультидисциплинарного подхода к реабилитации.

Издание: ВОЕННО-ПРАВОВЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ СИБИРИ
Выпуск: № 1 (23) (2025)
Автор(ы): ЗАИКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА, Сорокоумова Светлана Николаевна
Сохранить в закладках
О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ (2024)

Введение. В статье представлен теоретико-эмпирический анализ проблемы исследования личностной ответственности в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты проведенного экспериментального исследования личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Цель исследования состояла в выявлении структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Эмпирическое исследование было проведено в Академии права и управления ФСИН России. В нем приняли участие 165 курсантов с 1-го по 5-й курс. На каждом курсе было по 33 испытуемых. Научная проблема состоит в изучении личностной ответственности курсантов образовательной организации ФСИН России и определении ее структурных элементов.

Методы и методики исследования. Для определения структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России использовался следующий комплекс методов и методик: «Многомерно-функциональная диагностика ответственность-110 (ОТВ-110)» (В. П. Прядеин, О. В. Мухлынина); «Методика 16 PF (форма С)» (Р. Кеттелла); «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан); «Опросник нравственной надежности (ОНН)» (Е. Ю. Стрижов); «Тест-опросник самоотношения - ОСО» (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев).

В результате проведенного исследования выявлено: в структуру личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России входят: 1) регуляторно-динамический; 2) личностный; 3) мотивационно-смысловой компоненты.

Регуляторно-динамический компонент включает эргичность, стеничность, интернальность. Личностный компонент составляют эмоциональная устойчивость, самоотношение, самоконтроль эмоциональных реакций, уровень эмпатии, способность решать личностные и операциональные трудности.

Мотивационно-смысловой компонент состоит из социоцентричности, осмысленности, признания ответственности перед нормами, понимания необходимости соблюдения норм, уровня мотивации достижения.

Издание: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): Сорокоумова Светлана Николаевна, ЗАРГАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ, Ганишина Ирина Сергеевна
Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ С МАЛОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ (2024)

Введение. Целью эмпирического исследования выступило изучение психических состояний осужденных женщин, имеющих малолетних детей. Выборку исследования составили 153 осужденных женщины, имеющие малолетних детей, отбывающие наказание в исправительном учреждении.

Исследование проведено на базе ГУФСИН России по Кемеровской области, УФСИН России по Московской области, УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Республике Мордовия. Научная проблема состоит в изучении психических состояний осужденных женщин, имеющих малолетних детей.

Методы и методики исследования. Для изучения психических состояний использовался следующий комплекс методик: «16-факторный личностный опросник - 16 PF», форма С (Р. Кеттелл), «Шкала депрессии» (А. Бек), клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич), методика определения доминирующего психического состояния «Доминирующее состояние» (Л. В. Куликов), опросник исследования уровня агрессивности (А. Басс и А. Дарки).

Результатами проведенного исследования явилось выявление психических состояний осужденных женского пола, находящихся в местах лишения свободы с малолетними детьми. Установлено, что у этих женщин преобладают негативные психические состояния (напряженность, эмоциональная нестабильность, фрустрированность, беспокойство, раздражение, депрессия, тревожность). У них выражены утомляемость, истеричность, отмечаются вегетативные нарушения, которые проявляются в неприятных или болезненных соматических ощущениях.

Диагностирован высокий уровень агрессивности и враждебности. Выявленные негативные психические состояния нуждаются в своевременной психологической коррекции.

Издание: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Выпуск: №3 (2024)
Автор(ы): Сорокоумова Светлана Николаевна, Ганишина Ирина Сергеевна, РОЖКОВА ВЕРА АЛЕКСЕЕВНА
Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПЛАТФОРМ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ (2024)

Описаны методические возможности мультимедийных платформ в обучении иностранному языку курсантов ведомственной образовательной организации. Рассмотрены преимущества использования мультимедийных платформ в ходе организации практических занятий по иностранному языку для курсантов, а именно: оказывают влияние на повышение учебной мотивации курсантов; развивают их коммуникативную компетентность; позволяют расширить их знания в области профессиональной коммуникации, культуры и истории зарубежных стран; способствуют качественно новому уровню организации взаимодействия преподавателя и курсантов. Отмечено, что использование ресурсов мультимедийных платформ при организации практических занятий по иностранному языку способствует обмену информацией, а также повышает качество обучения. Применение мультимедийных платформ в процессе обучения иностранному языку курсантов неязыковых ведомственных образовательных организаций позволяет повысить их познавательный интерес, погрузить их в языковую среду за счет использования различных методов и форм активного обучения. Изложены результаты экспериментальной работы по использованию мультимедийных платформ BBC Languages, Puzzle English при организации практических занятий по иностранному языку с курсантами юридического и экономического факультетов Академии ФСИН России. Платформы BBC Languages и Puzzle English предназначены для изучения английского языка. Среди преимуществ данных платформ следует отметить доступность, уровневое ранжирование учебных материалов, наличие аудио- и видеоматериалов, тематические конспекты и др. Предложены варианты этапов работы с курсантами на платформах BBC Languages и Puzzle English в ходе практических занятий по иностранному языку, а также в процессе организации их самостоятельной работы. Описаны примеры конспектов занятий по формированию навыков чтения, говорения, аудирования и закрепление лексического материала. По результатам экспериментальной работы сделан вывод о том, что использование мультимедийных платформ в процессе обучения иностранному языку знач

Издание: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 66 (2024)
Автор(ы): Сорокоумова Светлана Николаевна, Самошкина Татьяна Анатольевна, Аксенова Галина Ивановна, Ганишина Ирина Сергеевна
Сохранить в закладках