В статье рассматривается применение конфликтогенных коммуникативных тактик и конситуативная детерминация их реализации в записях из социальных сетей Дагестана и Ставрополья.
На основе контекстуального и семантического анализа авторами выявляются конфликтогены как единицы языка вражды и пейоративы, в рамках дискурсивно-модусного анализа определены наиболее частотные и эффективные коммуникативные тактики и речевые приемы, реализующие стратегию негативного позиционирования социокультурных основ идентичности и провоцирующие этноконфессиональные конфликты.
Основными условиями формирования и распространения конфликтогенного сетевого дискурса являются деперсонализированность, оперативность подачи и распространения информации, открытость для информационных вбросов и высокая степень речевой экспрессии. Конфликтогенные топики в рассматриваемых регионах демонстрируют максимальную этноконфессиональную детерминацию.
В обоих регионах преобладает использование коммуникативных тактик размежевания и негативной презентации. Для формирования негативных оценок продуцентами применялись пейоративы, этнофолизмы и обсценная лексика.
Тактики призыва и конфликтной мобилизации использовались реже, механизмом их реализации в подавляющем большинстве случаев является намек.
Модификация ценностных установок в некоторых случаях обусловливает радикальную смену полюсов позитивизации-негативизации ядерных глобальных аксиологем в процессе дискурсивной территориальной и топикальной детерминации контента.
В ходе анализа эмпирического материала были выявлены высказывания, содержащие инвитивы в имплицитной и эксплицитной формах: призывы, лозунги, коммитативные конструкции и т. д. Социальные сети в современном медиапространстве становятся эффективным инструментом конфликтной мобилизации, представляя все более широкие возможности применения конфликтогенных коммуникативных тактик, продуцирования и распространения деструктивного контента.
Современные реалии жизни диктуют неоспоримую значимость патриотического воспитания. Важным направлением в деятельности уголовно-исполнительной системы является привлечение сотрудников, курсантов к поисковым мероприятиям, проводимым в рамках Всероссийской «Вахты Памяти» при участии Поискового движения России. В исследовании мы раскрываем аспекты взаимодействия военно-патриотического клуба Академии ФСИН России «Поиск», действующего с 2005 года, с институтами гражданского общества в организации«Вахты Памяти» и участии в этом мероприятии, а также анализируем проблемы, возникающие при реализации деятельности поискового отряда в рамках сотрудничества, предлагаем возможные пути их решения. Привлечение все большего количества неравнодушных граждан к Поисковому движению России имеет большое значение для сохранения исторической памяти, помогает восстановить справедливость и вернуть имена героев, которые отдали свою жизнь, защищая Отечество.
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с осмыслением и характеристикой институциональных принципов пробации, с учетом действия положений Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Принципы пробации как основные руководящие идеи являются векторными ориентирами обеспечения в практической деятельности института пробации. Раскрытие сущности всей системы принципов и каждого принципа в отдельности позволит грамотно осуществлять комплекс мер пробации, что эффективно скажется на единстве правоприменительной практики в отношении лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с совершением преступления. По мнению автора, обращение государства к реализации института пробации является подтверждением обеспечения действующей социальной политики и социальных функций. Применение в процессе исследования совокупности общенаучных и частнонаучных методов позволило сформулировать вывод о том, что только при постоянном, системном и единообразном руководстве принципами пробации можно добиться положительной динамики всех пробационных мероприятий и эффективных показателей результативности пробации. Статья отражает субъективную позицию автора по данной проблематике.