ПОНЯТИЕ "УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ" В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ (2024)

В современном образовании чтению отводится ведущая роль как первостепенному условию формирования читательской грамотности учащихся. Учебная литература, будучи одним из важнейших элементов в дидактической системе средств обучения, вмещает в себя большое количество разнообразных печатных и электронных изданий, среди которых ведущая роль принадлежит учебнику. Парадигмальное изменение представлений об учебнике, связанное с научными достижениями конца XX - начала XXI в., а также цифровизация образовательной среды привели к смещению заложенных в нем компонентов. В научных источниках и справочной литературе понятия «учебный текст», «учебник», «учебная книга», «учебное издание» переплетаются, составляя единый семантический кластер «учебный текст»: «учебник», «учебная книга», «учебное издание». Статья посвящена анализу этого терминокластера. На основе изучения научных источников, справочной литературы уточняется содержание перечисленных понятий, выявляются подходы к их трактовке с последующим обобщением.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Николаева Т. Н.
Сохранить в закладках
Стратегии работы с учебным текстом на уроках литературного чтения и литературы в 5–6-х классах: опыт теоретико-эмпирического исследования (2025)

Статья посвящена актуальной проблеме обучения школьников стратегиям работы с учебным текстом. Цель автора – представить отдельные результаты теоретико-эмпирического исследования, выполненного в рамках работы над диссертацией на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Стратегии работы с учебным текстом при изучении литературы в 5–6-х классах».

Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования стали работы, посвящённые специфике учебного текста (Т. В. Обласова, Н. Н. Сметанникова), стратегиям чтения учебного текста (Н. Н. Сметанникова, Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева), проблеме читателеведческой подготовки педагогов (А. М. Антипова, Н. А. Борисенко, В. А. Бородина, Е. О. Галицких, Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева, В. Ф. Чертов). В качестве методов исследования использовались: теоретический анализ научных источников; моделирование; анкетирование учителей начальной школы и учителей литературы, работающих в 5–6-х классах, на этапе констатирующего эксперимента; опытно-экспериментальная работа.

Результаты исследования. Анализ научных источников позволил определить специфику учебного текста, во многом обусловливающую инструменты работы с ним, подтвердил актуальность проблемы читателеведческой подготовки учителей и обоснованность идеи включения в систему подготовки современных педагогов практико-ориентированных читателеведческих дисциплин. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования учителей, помог определить степень их осведомлённости в области современных стратегий чтения, выявить основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги в практике своей работы. Предпринята попытка их систематизации: трудности, обусловленные спецификой учебного текста; трудности, связанные с подготовкой учителя; трудности, связанные с уровнем подготовки ученика как субъекта читательской деятельности.

Обсуждение и заключение. Теоретический анализ научной литературы, выявленные в рамках эмпирического исследования профессиональные дефициты педагогов, недостаточная разработанность в современных учебниках методического сопровождения чтения учебного текста, а также слабо выраженная преемственность в обучении стратегиям чтения между начальной и основной школой позволили разработать и апробировать научно обоснованную модель обучения стратегиям чтения учебных текстов при изучении литературы в 5–6-х классах с учётом принципа преемственности.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ
Выпуск: № 1 (66), Том 19 (2025)
Автор(ы): Николаева Т. Н.
Сохранить в закладках