Введение. Статья посвящена исследованию личностных качеств у студенческой молодежи. Цель - определить выраженность личностных качеств у студентов и выявить их связи с базисными убеждениями.
Материалы и методы: теоретический метод анализа литературы, метод тестирования, методики: многофакторный личностный опросник Кетелла, методика базисных убеждений Р. Янофф-Бульман. Обработка данных осуществлялась при помощи методов математической статистики с применением корреляционного анализа r-Спирмена. Были обследованы студенты очной формы обучения Марийского государственного университета в количестве 60 человек (56 девушек и 4 юношей в возрасте 18-22 лет, средний возраст 20,5 лет). Они обучаются на направлениях подготовки: психолого-педагогическое образование и психология. Результаты исследования. Изучены и проанализированы индивидуальные особенности личности, необходимые для успешности в профессиональной педагогической деятельности. Дано теоретическое обоснование базисных убеждений, представляющих ценностно-смысловую сферу личности и определяющих направленность профессиональной деятельности. Изложен анализ результатов исследования личностных качеств, представленных в группах коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных свойств. Особое внимание уделено оценке профессионально важных качеств, необходимых для взаимодействия с людьми и работы в сфере образования.
Заключение. Выявлены связи коммуникативных и эмоциональных свойств личности с базисными убеждениями студентов «позитивный образ-Я» и «вера в удачу». Чем выше уровень коммуникативных, интеллектуальных и регулятивных личностных качеств, тем выше показатели базисных убеждений: позитивного образа-Я и веры в удачу. Сформулированы выводы о выраженности личностных качеств студентов и их взаимосвязи с базисными убеждениями.
В статье представлены некоторые страницы жизни и этапы профессионального становления личности ученого, профессора, доктора педагогических наук Натальи Сергеевны Моровой; пути создания научной школы и ее инновационного потенциала; рассмотрены основные вехи образования и развития факультета, выросшего в кузницу кадров не только для образования, но и для всей социальной сферы. Цель данной статьи - обобщение исторических фактов и практического опыта ученого, руководителя одной из первых научных школ Республики Марий Эл «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья». Материалами исследования послужили публикации профессора Н. С. Моровой, в которых рассматривались вопросы проектирования научно обоснованной модели подготовки кадров для системы образования на примере созданного ею факультета. Отмечен вклад выдающегося ученого в науку и практику современного высшего образования в связи с 75-летним юбилеем.