Предметом анализа в статье являются особенности психологизма в романе «Дом из парафина» современной армянской русскоязычной писательницы Анаит Сагоян, способы изображения внутренней душевной жизни личности и репрезентации травматического опыта на разных уровнях художественной организации текста. На уровне макропоэтики романа психологизм проявляется в усложненной структуре как пространственной (субъективное восприятие реалий Тбилиси, Командорских островов, Берлина), так и временной (дискретность) организации. На уровне микропоэтики психологическое начало связывается с мотивами смерти, тоски, печали, одиночества, фальши. Значимым образом в романе становится образ дома, который связывается с одиночеством, отсутствием душевного тепла и уюта. Способами изживания травматического опыта для героев романа становятся воспоминания и ассоциации. Благодаря рекурсивной повествовательной технике показывается предельно субъективное самосознание и самоощущение героев романа. Делаются выводы об экзистенциальной направленности психологизма.
Статья посвящена рассмотрению образа Берлина, показанного в романе «Дом из парафина» современной русскоязычной писательницы Анаит Сагоян через призму экзистенциальной рефлексии. Экзистенциальное начало, проявляющееся в романе как на уровне макропоэтики (усложнение композиции), так и на уровне микропоэтики (мотивы пустоты, одиночества, умирания, страха; образность, актуализирующая данную эстетику), задает особую оптику восприятия Берлина. Репрезентация городского пространства предельно субъективизируется (герои не только размышляют о городе, но и живут в нем), задается с помощью приемов киноискусства и искусства фотографии (взгляд героя как ракурс камеры; ассоциативный монтаж; крупный, общий планы). Делается попытка ввести в научно-исследовательский оборот творчество писательницы, которая, с одной стороны, органично продолжает традиции русских писателей-эмигрантов (В. Набоков) и апеллирует к их опыту познания и описания чужого города, с другой стороны, актуализует особый код прочтения окружающей действительности (берлинский текст). Делаются выводы о том, что Берлин в романе не только становится одним из основных мест действия, но и транслирует особую эстетику, становится мифогенным.