Настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей запуска и внедрения пилотного проекта по изменению уровней профессионального педагогического образования на основе опыта Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, а также эффективных практик образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, реализация которых способствует формированию и развитию профессиональной идентичности обучающихся педагогических направлений в период вузовской подготовки, первичной профессионализации студентов, формированию положительного отношения обучающихся к выбранной профессии, готовности эффективно и успешно работать в соответствующей профессиональной области, а также самостоятельно, продуктивно и осмысленно управлять процессом построения карьеры на протяжении всей своей жизни. На основе выполненного анализа особенностей организации среды поддержки профессионализации студентов в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, а также условий реализации подготовки педагогических кадров разработаны обобщенные практические рекомендации проектирования среды поддержки профессионализации студентов и формирования профессиональной идентичности будущих педагогов, которые могут быть использованы в целях решения вопросов обеспечения качества образования, в том числе преодоления разрыва содержания и результатов высшего образования с требованиями рынка труда.
Современное образование в России переживает эпоху масштабных изменений, вызванных стремительным развитием цифровых технологий. Цифровизация образования затрагивает все уровни образовательного процесса: от методов преподавания до взаимодействия педагогов и технологий, предъявляя новые требования к профессиональной компетентности учителя. В этих условиях дополнительное профессиональное образование учителя становится практически единственным источником повышения цифровой грамотности и адаптации к цифровой образовательной среде и современным цифровым образовательным технологиям. Актуальность темы обусловлена не только необходимостью технического освоения цифровых инструментов, но и необходимостью в осмыслении изменений в профессии учителя, сохранении гуманистических ценностей и профессиональной идентичности учителя. Рефлексивно-антропологический подход предлагает целостную методологию, ставящую в центр образовательного процесса человека и использующую рефлексию как средство профессионального роста. Цель научной статьи - раскрыть сущность рефлексивно-антропологического подхода и показать его роль в дополнительном профессиональном образовании учителя в условиях цифровизации образования. Цифровизация образования открывает новые возможности личностного и профессионального развития учителя, ставя перед ним ряд серьезных вызовов. С одной стороны, цифровые образовательные технологии предоставляют учителю доступ к огромному объему информации, интерактивным образовательным ресурсам и новым формам организации учебного процесса. Они позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, учитывать особенности и потребности каждого обучающегося, а также создавать мотивирующие учебные ситуации. С другой стороны, эра цифровизации в образовании требует от учителя новых цифровых компетенций и умений, таких как: владение цифровыми образовательными технологиями, умение критически оценивать цифровую информацию, создавать цифровой контент, организовывать дистанционное обучение и обеспечивать безопасность в цифровой образовательной среде. Решение этих проблем требует от учителя осознанного и рефлексивного подхода к использованию цифровых образовательных технологий, а также постоянного самообразования и самосовершенствования.