СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ В ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИИ И УКРАИНЫ (2024)

Авторы статьи размышляют о проблемах формирования этнокультурной идентичности подростков, проживающих в приграничных сельских территориях России и Украины, формировании их межэтнических поведенческих установок, отношения к национальной истории и культуре. В поле зрения авторов оказывается влияние социальных сетей и интернета на формирование этнокультурной идентичности сельских подростков Слобожанщины, формирование отношения к этническим «другим», осознание своей ответственности за судьбу страны и народа. Особое внимание авторы обращают на риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности подростков, опасность появления «спутанной идентичности» (Э. Эриксон), пути и способы нейтрализации негативных воздействий информационной среды и психолого-педагогического обеспечения процесса формирования позитивного отношения к украинским сверстникам. Авторы приводят результаты опросов подростков сельских приграничных территорий, отражающих ситуацию в подростково-молодежной среде, отношение к своей стране и своему народу. Проведенное авторами эмпирическое исследование позволило получить интересный аналитический материал, отражающий отношение подростков приграничных территорий России к Специальной военной операции, ее целям и смыслам, включенности значительной части взрослого населения этих территорий в преодоление последствий обстрелов и разрушения гражданских объектов Курской и Белгородской областей. По оценкам авторов статьи, проведение Специальной военной операции на Украине, борьба за преодоление раскола между братскими народами, денацификация и демилитаризация Украины не привела к эскалации негативизма российских подростков к украинским сверстникам, не сформировала стойкой неприязни к украинской молодежи. Вместе с тем, авторы статьи фиксируют усиление внимания и интереса российских подростков к своей национальной истории и культуре, к традициям предков, к духовному наследию Русского мира. Результаты исследования показывают устойчивую позитивную динамику в формировании этнокультурной идентичности российских подростков, нарастание проявлений патриотизма, гражданственности сельских школьников в приграничных территориях Российской Федерации.

Издание: ПЕДАГОГИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): РЕПРИНЦЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ, Строганов Денис Алексеевич
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (2024)

Автор статьи анализирует современные проблемы социокультурного развития подростков и юношества, формирования их этнической идентичности в условиях становления «информационного общества», значительно возросшего влияния информационной среды и социальных сетей на освоение входящими в жизнь поколениями детей и молодежи ценностей и нормативов национальной культуры. Автор отмечает целый ряд тревожных тенденций, ведущих к глубинным изменениям в традиционном менталитете, системе жизненных ценностей этноса, нарастание потребительских установок, рост социального эгоизма, разрушение механизмов вертикальной трансмиссии, существенно обедняющих жизненный опыт молодежи, деструкцию традиционной морали. В поле зрения автора оказались система экзистенциальных ценностей подростков и молодежи, влияние информационной среды, процесс формирования традиционных, этнотипичных качеств личности, содержание и характер межпоколенческих связей. В статье содержатся результаты исследований автора, отражающих результаты формирования этнической идентичности юных граждан России в контексте становления информационного общества.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (69) (2024)
Автор(ы): РЕПРИНЦЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ В.: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ (2024)

Актуальность проблематики представленного исследования связана с осмыслением и оценкой некоторых форм организации социальной и профессиональной адаптации студентов-первокурсников и их интеграцией в образовательную среду университета, сложившихся и реализованных в практике деятельности отечественных вузов в последней трети ХХ в., их влиянием на личностное, социальное и профессиональное развитие будущих педагогов. Цель статьи состоит в рефлексии опыта адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, сложившегося в деятельности историко-педагогических факультетов, действовавших в СССР с 1966 по 1996 гг. Рефлексия такого опыта ориентирована на поиск продуктивных идей, позволяющих в современной практике профессионального психолого-педагогического образования осуществлять адаптацию студентов к нормам и ценностям образовательной среды, формировать устойчивые мотивы саморазвития, самообразования, интенсивно готовиться к профессиональной деятельности в системе российского образования. Ведущими методологическими идеями в анализе опыта адаптации и интеграции студентов в образовательную среду вуза являются принципы объективности, системности, историзма, опоры на результаты практической деятельности, на экспертные суждения и оценки непосредственных участников и организаторов этой работы в последней трети ХХ в. В этих целях был использован метод монографического описания практического опыта деятельности установочного лагеря историко-педагогического факультета Курского государственного педагогического института, беседы с преподавателями и студентами, включенное наблюдение, изучение научных текстов, материалов прессы и интернет-ресурсов. Результаты исследования. Исследование позволило раскрыть место и роль установочных лагерей в обеспечении адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, обосновать основные функции лагеря в общей логике личностного, социального и профессионального развития будущих педагогов, охарактеризовать некоторые эффективные виды и формы работы, их практическую результативность. В частности, раскрыты сущность и содержание адаптационной, интеграционной, ценностно-ориентационной функций лагеря первокурсников; представлены виды и формы работы по социально-нравственному, личностно-профессиональному развитию студентов-первокурсников; охарактеризована роль студентов старших курсов в организации жизнедеятельности будущих педагогов в образовательной среде вуза.

Издание: СИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): РЕПРИНЦЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ
Сохранить в закладках