На сегодняшний день публично подчеркивается необходимость мирного межконфессионального диалога в Российской Федерации. Однако его обеспечение затруднено комплексом проблем, связанных с попытками формирования у граждан негативного образа ислама и мусульман. Отдельную значимость имеет мониторинг данного образа среди учащихся высших учебных заведений. Несмотря на наличие нескольких опросов, проведенных на схожую тематику в вузах регионов России, мониторинг требует актуализации с преломлением на современные политические тенденции. Цель исследования: изучение образа ислама и мусульман в представлении студентов Финансового университета с учетом текущих политических условий. Методы. Исследование проводилось осенью 2024 г. в Финансовом университете при Правительстве РФ (Москва). Студентам было предложено самостоятельно заполнить анкету в формате онлайн. Итоговая выборка составила 215 респондентов. Для определения результатов был осуществлен качественный, корреляционный и компаративный анализ, а также кластерный анализ методом k-средних. Результаты. Выявлены ключевые источники информации, влияющие на формирование образа ислама и мусульман у студентов. Подтверждена недостаточная информированность части учащихся об исламе, в том числе непонимание ими разницы между терминами «ислам» и «исламизм», а также стереотипное восприятие мусульман как более агрессивных, чем представителей других религий. Показано, что в целом сохраняется ситуация преобладающего нейтрального отношения студентов к исламу и мусульманам и стремления преодолеть предрассудки по отношению к ним. При этом большинство респондентов в последние годы не изменило своего мнения о мусульманах. Существенное влияние на улучшение мнения студентов об исламе и мусульманах оказывает общение со знакомыми, коллегами. Выводы. Борьба с необоснованными стереотипами и ксенофобией, поддержание межнационального и межконфессионального согласия остаются неотъемлемыми задачами вузов. Крайне необходимо формирование у студентов критического мышления, а также передача достоверных знаний об исламе и мусульманах в ходе образовательной, просветительской и научной деятельности, которая возможна в сотрудничестве с исламскими религиозными и образовательными организациями.
В ходе трансформации государственно-мусульманских отношений от периода СССР до современной России были созданы условия для совершенно нового звучания отечественного исламского образования. Стало возможным публичное позиционирование деятельности исламских учебных заведений, которое находит отражение во многих целях брендинга светских образовательных организаций и перекликается с актуальными государственными интересами. Целью настоящего исследования является проведение историко-политической линии по данной проблематике.