Цель – изучение теоретических основ и базовых тенденций развития таможенного маркетинга в части среды его функционирования. К задачам данной статьи отнесено изучение теоретических основ таможенного маркетинга путем анализа научной литературы и публикаций по данной проблематике; исследование принципов и методов общего маркетинга и их применимости в контексте таможенного маркетинга; анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность функционирования таможенного маркетинга; оценка эффективности взаимодействия государственных органов, предприятий и организаций в контексте развития таможенного маркетинга. В качестве методов исследования использованы общенаучные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, систематизации и обобщения. На основании проведенных исследований выполнен анализ теоретических основ таможенного маркетинга, непосредственно маркетинговой среды, представлена взаимосвязь современной среды функционирования таможенных органов и развития таможенного маркетинга, дано определение «государственных таможенных услуг», определены основные критерии работы таможенных органов, а также продукт их деятельности.
В статье рассматривается роль туристической индустрии в мировой экономике и её влияние на ВВП стран. Анализируются проблемы, требующие государственного регулирования и поддержки для устойчивого развития отрасли, включая вывод бизнеса из «серой зоны», стандартизацию услуг и развитие инфраструктуры. Особое внимание уделяется российскому опыту, демонстрирующему динамичный рост туристической отрасли и достижение целевых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Исследуются инструменты государственного управления конкурентоспособностью объектов туристической индустрии, включая правовые, финансово-экономические, маркетинговые, инфраструктурные, аналитические и образовательные меры. Предлагается трёхмерная матрица для выбора формы реструктуризации предприятия гостиничного хозяйства на основе критериев конкурентоспособности, стратегической значимости и прибыльности подразделений. Обосновывается важность экспертной оценки и комплексного подхода к управлению для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности туристической индустрии