Научный архив: статьи

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ СЛОЖНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ (2024)

Цифровая трансформация институциональной среды, курс на эффективное государственное планирование, процессы неоиндустриализации и импортозамещения, изменчивость потребительского поведения, усиление конкуренции в новых геополитических реалиях формируют контекст функционирования современных производственных систем, что обуславливает необходимость модификации подходов к измерению их эффективности. Статья посвящена моделированию мультипликативных эффектов в сложных производственных системах. Методологической основой исследования послужила концепция эффективности производственных систем. Методы включали системный, сравнительный и регрессионный анализ. Информационную базу составили экономические и экологические показатели крупнейших российских металлургических компаний, взятые из информационного ресурса СПАРК и Рейтингового агентства AK&M за 2019–2022 гг. Обосновано, что мультипликативность сложных производственных систем представляет собой поле многочисленных эффектов от технологической, социальной, экологической, цифровой и экономической деятельности, которые влияют на научно-технологическое развитие бизнеса. Разработаны регрессионные модели взаимодействия экологической и экономической эффективностей, которые подтвердили наличие взаимодополняющих эффектов. Получена имитационная модель, отражающая взаимосвязь прямых и перекрестных эффектов от технологической, социальной, экологической, цифровой и экономической деятельности предприятия. Результаты исследования могут использоваться специалистами при формировании стратегий развития сложных производственных систем

Издание: JOURNAL OF NEW ECONOMY
Выпуск: Т. 25 № 4 (2024)
Автор(ы): Головина Алла Николаевна, Ковалев Виктор Евгеньевич, Малек Татьяна Иосифовна
Сохранить в закладках
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РИТЕЙЛ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ФОРМАТА (2024)

В условиях усиления конкурентной борьбы продовольственных ритейлеров многие торговые сети разрабатывают новые форматы торговых точек для городских пространств, которые могли бы быть экономически эффективны и в сельской местности. Появление нового формата торговой точки, интересной для клиента и способной выдержать конкуренцию с пунктами выдачи маркетплейсов и алкомаркетами, может стать ключом к доминированию на рынке. Статья посвящена оценке перспектив создания оптимального формата для продовольственных торговых сетей, имеющих высокий потенциал для распространения в сельской местности. Методологическую основу исследования составили системный подход, циклическая теория ритейла и теории пространственного развития. Методика работы включала три этапа: во-первых, сравнительный анализ структуры форматов продовольственных ритейлеров за 2015–2023 гг. в РФ; вовторых, оценку территориального распределения двух форматов торговых сетей (жестких дискаунтеров и минимаркетов) на примере Приволжского и Уральского федеральных округов; в-третьих, определение новых форматов торговых сетей вне города. На основе анализа рыночных трендов развития сетевой розничной торговли предложена концептуальная модель оптимального формата ритейла для сельской местности по параметрам ассортиментной, ценовой политики, распределения площади торгового зала и дополнительных услуг. Предложения по совершенствованию модели формата ритейла для сельской местности могут способствовать росту розничной торговли и развитию торговой инфраструктуры вне городов.

Издание: JOURNAL OF NEW ECONOMY
Выпуск: Т. 25 № 2 (2024)
Автор(ы): Ковалев Виктор Евгеньевич, Антинескул Екатерина Александровна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКОМЕТРИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ УНИВЕРСИТЕТОВ (2025)

Трансформация системы высшего образования РФ и усиление роли наукометрических индикаторов в соответствующей области государственного регулирования обуславливает потребность в изучении концептуальных и теоретических основ наукометрических услуг как элемента сервисного сопровождения научной и образовательной деятельности. Исследование направлено на теоретическое осмысление наукометрии как комплекса услуг в контексте функционирования и развития социально-экономических систем российских университетов. Методологической базой послужили теории услуг и управления наукой, концепции наукометрии. Методы работы включали исторический и сравнительный анализ, а также формализацию понятийного аппарата. Сформулировано авторское определение понятия «наукометрическая услуга» как вида специализированной консультационно-аналитической деятельности в области наукометрии, представляющего собой аналитическую обработку и интерпретацию публикационноцитатных, семантических, патентных и иных наукометрических показателей, направленной на повышение социально-экономической эффективности научной деятельности в академических системах. Разработана классификация наукометрических услуг по целевым задачам их предоставления, а также систематизированы их основные виды по субъектам-заказчикам и экономическим агентам: от индивидуального консультирования исследователей до комплексного наукометрического сопровождения научной и образовательной деятельности организаций системы высшего образования. Расширение теоретических представлений о сущности наукометрических услуг вносит вклад в понимание факторов конкурентоспособности российских университетов и системы высшего образования в глобальной научно-образовательной среде

Издание: JOURNAL OF NEW ECONOMY
Выпуск: Т. 26 № 3 (2025)
Автор(ы): Ковалев Виктор Евгеньевич, Соколова Елизавета Витальевна
Сохранить в закладках
ВЫСТРАИВАНИЕ ЦИФРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ КОНСАЛТИНГА ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ (2024)

В статье рассматривается интеграция маркетинговых консалтинговых услуг в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса с использованием ресурсов цифровой экономики и цифровых продуктов. Методологический аппарат исследования включает методы анализа, классификации, аналогии и индукции. Проанализированы роль и необходимость консалтинговых услуг в условиях цифровизации экономических процессов. Выполнен анализ рынка консалтинга, рассмотрено значение маркетинговых консалтинговых услуг для современной цифровой экономики. Описаны особенности управления организациями малого и среднего бизнеса в контексте интеграции цифровых технологий для оказания маркетинговых консалтинговых услуг. Выявлены ключевые факторы, влияющие на роль маркетинговых консалтинговых услуг в цифровой экономике. Рассмотрены популярные цифровые продукты, которые могут использоваться консалтинговыми компаниями в их работе. В рамках исследования для эффективного внедрения цифровой архитектуры консалтинга как основы для развития маркетинговых консалтинговых услуг, направленных на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, проведен анализ рынка цифровых продуктов, которые соответствуют потребностям современного рынка и способствуют развитию компаний

Издание: ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ И РЕШЕНИЯ
Выпуск: Т. 3 № 4 (2024)
Автор(ы): Ковалев Виктор Евгеньевич, Антинескул Екатерина Александровна, Соларева Александра Игоревна
Сохранить в закладках