Статья посвящена изучению влияния исторической памяти на историческое сознание россиян. Являясь частью культуры общества, историческая память выполняет важные социокультурные функции, играя одну из главных ролей в конструировании идентичностей современных обществ. Она обеспечивает трансляцию культурного наследия, способствует сохранению целостности духовного пространства или, наоборот, может способствовать поляризации населения, обострению застарелых противоречий, напряжений, конфликтов разного рода. Связано это с тем, что история представляет из себя последовательность семантических блоков, называемых «событиями». Они включают в себя личности духовных и политических лидеров, процессы, перемены, катастрофы, достижения, политическое пространство и политическое время, на которых и в которых все эти категории развертываются и взаимодействуют. Так формируется «ткань» истории, включающая в себя смысл и безграничное богатство сущего, составляющего его основу и природу бытия истории. Чтобы понять сокровенный смысл исторических событий, надо обладать исторической компетентностью, быть знакомым с практикой духовного созерцания идей и действий, субъектов истории и политики. История не существует вне религиозной и идеологической систем, которые отражаются в сознании населения, подчас самым противоречивым образом, истинно или ложно. Соответственно, государство и общество заинтересованы в адекватном отражении исторической памяти, в общественном сознании граждан, выработки у них устойчивого иммунитета против угрозы разрушения культурной и этнической идентичности, коррекции исторической памяти в соответствии с императивами современности. Эта работа является важной составной частью духовных и политических лидеров с программным национальным кодом государства и общества. Если такая работа по сохранению и развитию этих кодов не ведется, то существует угроза того, что цивилизационные и национальные коды останутся до конца не понятыми, а государство и общество останутся без исторической памяти и духовного суверенитета, на периферии чужих цивилизаций. Материалы социологических исследований сотрудников ФНИСЦ РАН и НИЛ НГЛУ им. Н. А. Добролюбова свидетельствуют, что сегодня подавляющее большинство наших сограждан выступает за суверенное развитие страны. Растет количество молодежи, хорошо знающих отечественную историю. Среди приверженцев зарубежных ценностей в три раза больше тех, кто отечественной историей не интересуется или считает её ущербной.
В статье предпринята попытка определить место и роль государственного языка в формировании общероссийской гражданской идентичности, а также проследить связь гражданского самосознания с доверием граждан к институтам государственной власти. Сравнительный анализ различных видов идентичностей показал, что в их формировании и устойчивости определяющую роль играет язык. Также язык является одним из средств установления отношений доверия - недоверия между их участниками. Единство политической нации, доверие населения к представителям национальной элиты возможно только при наличии в обществе национальной (гражданской) идентичности, одна из предпосылок формирования которых связана с государственным языком. Употребление термина «государственный язык» часто соотносится с разными понятиями, порождая путаницу и неопределенность относительно его содержания. Анализируя причины и цели установления государственного языка, соотнося этот термин с терминами, которые используются в других языках, обобщая высказанные в научной литературе мнения, авторы статьи приходят к выводу, что государственный язык - это правовая, а не лингвистическая категория. Государственный язык - это правовой статус, придаваемый определенному языку в целях обеспечения единства политической нации (государства), создания единого общественного коммуникативного и культурного пространства вместе с установлением формализованных правил, соблюдение которых обязательно в нормативно определенных сферах. Это пространство не ограничивается только взаимодействием с государством, а охватывает гораздо бóльший круг социальных коммуникаций. Государственный язык, выполняя целый комплекс специфических функций (информативную, интегративную, управленческую, политическую и ряд других), не может быть признан в качестве социального диалекта или жанра языка. Функции обеспечения общего коммуникативного пространства государственный язык выполняет, обращаясь к лингвистической категории «стандартного» (литературного) языка, исходя из того, что именно эта часть национального языка может обеспечить эффективную коммуникацию между представителями разных этнических сообществ, входящих в состав населения государства. Указанные характеристики государственного языка должны учитываться при его изучении в образовательных учреждениях, и в первую очередь в средних школах. Образовательные стандарты, программы и другие нормативно-методические документы должны учитывать необходимость освоения правил функционирования государственного языка, что в настоящее время обеспечивается не в полной мере.
Либертарианство представляет собой одно из ключевых направлений современной политической философии, корни которого уходят в глубокую древность. В данной статье рассматриваются истоки либертарианской мысли, основные этапы ее развития и ключевые авторы, заложившие фундамент этой идеологии. Также анализируются школы либертарианства и их влияние на развитие современной политической теории.
Монография Р. Р. Вахитова и В. К. Петрова «Российско-турецкие отношения в периоды консервативных и либеральных модернизаций XIX– XXI вв.» написана на важную и актуальную тему, которая наиболее востребована в настоящее время. Сегодня происходит распад глобального мира и формирование новых центров геополитического влияния. Именно такими центрами на протяжении всей своей истории были как Турция, так и Россия. Поэтому обращение к истории взаимоотношения этих стран вызывает особый интерес.
В статье исследуются способы обхода экономических санкций против России, включая использование офшорных зон, открытие счетов в дружественных юрисдикциях и использование криптовалют. Анализируются ограничения в банковской сфере и альтернативные финансовые инструменты. Показано, что санкции не привели к полной изоляции российской экономики благодаря гибким стратегиям бизнеса и граждан.
В статье рассмотрены вводимые и введенные против Российской Федерации экономические санкции со стороны государств коллективного Запада, а также инициаторы, этапы, история и последствия их введения.
В статье анализируются проблемы организации и осуществления денацификации в послевоенной Германии и ее исторический опыт. Показаны отличия в подходах к проведению и формах денацификации в советской и западной зонах оккупации, оценивается эффективность процесса денацификации Германии. На этой основе делаются выводы об уроках денацификации для современного мира и факторах денацификации и освобождения от компрадорского, неофашистского, русофобского, бандеровского режима на Украине.