В статье рассматривается внешняя политика Турции в отношении стран бывшей Югославии в 1990-е годы - период распада СФРЮ и обострения этнорелигиозных конфликтов на Балканах. Цель исследования - выявление факторов, определивших трансформацию турецкой внешней политики от осторожного нейтралитета к активному вовлечению в региональные процессы. Особое внимание в работе уделяется роли религиозной, этнической и культурной идентичности в формировании балканского вектора Анкары. В статье используется историко-сравнительный метод изучения первичных источников, а также анализируются работы ведущих турецких и зарубежных исследователей. Особое внимание уделено интерпретации идеологических сдвигов - от кемалистского гражданского национализма к озалистской концепции, сочетающей турецкую идентичность с исламским наследием Османской империи. Одним из перспективных направлений данного исследования является сопоставительный анализ позиции Турции в отношении к стремлению боснийских мусульман и косовских албанцев обрести национальное государство. Автор полагает, что подобная реализация разновекторного и адресного подходов к решению конфликтов на территории Западных Балкан в значительной степени оказала влияние на последующую стратегию выстраивания отношений между Турцией и странами бывшей Югославии, а также заложила базу для развития новых проектов в рамках инструментария «мягкой» и «умной» силы. Результаты исследования демонстрируют, что внешняя политика Турции в 1990-е годы была противоречивой и определялась балансом между стремлением к региональному лидерству, внутренними политическими рисками и давлением международных акторов, прежде всего США и НАТО. Анкара выработала гибкий внешнеполитический курс, который соответствовал постоянно меняющейся обстановке в регионе. Подобный подход претерпел изменения после прихода к власти Партии справедливости и развития в ноябре 2002 года, но вместе с тем сохранил свою актуальность и лег в основу современного внешнеполитического курса Анкары на Балканах.
В статье на основе данных социологических исследований измеряется уровень владения профессорского-преподавательского состава иностранными языками и характер их использования в профильном вузе. Для выявления лингвистических компетенций преподавателя используется метод самооценки. Параллельно проверяется наличие (или отсутствие) у преподавателя действующего международного сертификата о сдаче каких-либо экзаменов. Эта информация позволяет определить достигнутый преподавателем уровень владения иностранным языком. В соответствии со статистическими данными преподавателям-лингвистам дается субъективная оценка их интеллектуального уровня, выявляется степень, в которой они владеют иностранными языками. В соответствии с профилем преподавания (он может быть лингвистическим или не лингвистическим) и возрастом респондентов появляется возможность последовательно прийти к выводу о социально значимых различиях владельцев международных сертификатов. Для определения характера использования иностранных языков в учебной деятельности измеряются такие направления развития компетентности педагогов, как чтение профессиональной литературы, профессиональное общение с коллегами и студентами, посещение лекций, рецензирование научных работ и проведение научных семинаров. Проводится сравнительный анализ профессиональной деятельности преподавателей лингвистического и нелингвистического профиля, а также анализ динамики использования иностранного языка преподавателями-лингвистами и нелингвистами в учебной и научно-исследовательской деятельности. В ходе анализа направлений использования иностранного языка были отмечены некоторые различия между преподавателями-лингвистами, окончившими МГЛУ и получившими лингвистическое образование в других учебных заведениях, а также между преподавателями, имеющими ученую степень и не имеющими ее. На основании полученных данных сделан вывод о том, что число преподавателей-нелингвистов, проводящих плановые занятия на иностранном языке, становится больше, однако не все они оценивают свой уровень знания иностранным языком как высокий.
В статье рассматривается феномен частного репетиторства в контексте современной общеобразовательной школы. Актуальность исследования обусловлена глобальным распространением данного явления - от стран Азии до Европы и Северной Америки, а также его влиянием на качество образования и усиление социального неравенства. В России, несмотря на масштабность феномена частного репетиторства, отсутствует единая система его регулирования. Причины отсутствия такой системы требуют комплексного научного осмысления и выработки сбалансированной государственной политики. Особое внимание в исследовании уделено учителям иностранных языков как наиболее активным участникам рынка репетиторских услуг. Высокий спрос на их услуги объясняется спецификой их предмета и высоким спросом на дополнительные занятия иностранных языков. Методологическую основу работы составляют статистические данные Росстата за 2014-2024 годов, результаты масштабных всероссийских опросов учителей иностранных языков (N = 880 в 2021 г. и N = 400 в 2024 г.) среди учителей иностранных языков, а также сравнительный анализ международного опыта. Автор выявляет сложную систему мотивации педагогов, включающую не только финансовые факторы (47 % респондентов отмечают более высокую оплату труда репетитора, нежели школьного преподавателя ), но и стремление к профессиональной самореализации (63 % учителей ценят возможность индивидуального подхода к ученикам), а также желание избежать бюрократической нагрузки и работать по современным методикам. Автор предлагает комплекс практических рекомендаций, включающий создание федерального реестра репетиторов, введение системы добровольной сертификации, разработку профессионального стандарта, предоставление налоговых льгот, а также интеграцию лучших педагогических практик в школьное обучение. В статье особо подчеркивается необходимость перехода от политики ограничений к стратегии управляемой интеграции репетиторства, что позволит минимизировать социальные риски (такие как усиление образовательного неравенства) и одновременно повысить общее качество образования за счет использования потенциала частных педагогических практик.
Цель настоящего исследования состоит в разработке концептуальной модели управления социальной сферой Росгвардии. Предлагаемая модель ориентирована на систематизацию процессов внедрения передовых технологий, преодоление ограничений, характерных для традиционных методов работы, а также на адаптацию системы управления к современным требованиям общества. Внедрение современных технологий в системы управления социальной сферой является необходимым условием для снижения существующих дисбалансов и обеспечения легитимности проводимых преобразований. Такие изменения направлены на повышение эффективности, прозрачности и адаптивности управленческих процессов, что особенно актуально в условиях цифровой трансформации государственных и ведомственных структур. В статье подчеркивается важность гармоничного сочетания технологического прогресса, человекоцентричного подхода и особенностей функционирования военной организации. При этом особое внимание уделяется учету рисков, связанных с киберугрозами, этическим вопросам и культурным аспектам, влияющим на процессы цифровой трансформации в социальной сфере ведомства. В статье объединены теоретические подходы к целям и задачам Росгвардии с системным анализом, что позволило рассмотреть ведомство как многоуровневую структуру, характеризующуюся сложными внутренними и внешними связями. Применение комплексной методологии обеспечило всестороннее понимание функционирования организации в ее многогранном контексте. Компаративный анализ был использован для сопоставления опыта гражданских систем (на примере Москвы) и военных организаций, что позволило выявить пробелы в цифровизации Росгвардии. Метод моделирования позволил систематизировать ключевые элементы цифровой трансформации и предложить модель цифровизации управления социальной сферой Росгвардии. Данная сфера объединяет государственные, ведомственные и коммуникационные технологии с целью повышения эффективности управления. Исследование выявило фрагментарный и выборочный характер цифровизации в Росгвардии, что обусловлено ограничениями в ресурсах, нормативно-правовой базе и спецификой организационных процессов. В структуре ведомства новые цифровые решения преимущественно применяются в области коммуникаций, тогда как аналитические и операционные функции по-прежнему выполняются вручную. В рамках исследования была разработана и внедрена концептуальная модель управления процессами цифровой трансформации, направленная на систематизацию и оптимизацию этапов имплементации инновационных технологий в социальную сферу Росгвардии. В статье акцентируется то, что цифровые технологии в условиях нарастающей сложности и связанности современного мира становятся ключевым инструментом управления. Он дополняет традиционные методы принятия решений. Сложившейся механизм выработки решений требует переосмысления социальных и управленческих процессов. Автор предлагает концептуальный подход к управлению социальной сферой, в котором технологическая эффективность органично сочетается с принципами социальной инклюзивности. Все перечисленные аспекты приобретают особую значимость для повышения уровня доверия сотрудников и военнослужащих Росгвардии к системе управления социальной сферой и обеспечения безопасности в условиях цифровой трансформации государственных институтов.
В статье рассматриваются ключевые критерии и факторы, определяющие социальную дифференциацию в современном российском обществе. Исследование опирается на три взаимосвязанных направления: влияние уровня образования на социальное положение различных групп населения, воздействие региональных экономических различий на стратификационные процессы и роль культурного капитала в формировании социального статуса представителей российского общества. На основе эмпирических данных выявлено, что образование остается одним из главных инструментов социальной мобильности, однако его эффективность зависит от экономического контекста региона. Различия в валовом региональном продукте, уровне занятости и доходах обусловливают степень социальной стабильности и степень расслоения населения. Кроме того, активная вовлеченность в культурную сферу и наличие широких социальных связей коррелирует с высоким социальным статусом. Тем самым подтверждается значимость нематериальных (идеальных) ресурсов в социальной стратификации. Результаты исследования способствуют дальнейшему развитию теории социальной дифференциации. Итоги исследования позволяют также сформулировать практические рекомендации для социальной политики, направленной на снижение неравенства и повышение уровня социальной справедливости.
Цель исследования - на основе социологического анализа раскрыть особенности занятости студентов лингвистического и нелингвистического профиля, рассмотреть уровень и характер занятости студентов вуза на рынке труда, в том числе в сфере оказания лингвистических услуг. Использованные методы: онлайн-опрос студентов МГЛУ, который проведен в апреле 2021 и 2023 годов. Объем выборочной совокупности составил в 2021 году - 2111 и в 2023 году - 1997 студентов. В выборке представлены студенты всех уровней, направлений подготовки (специальностей) и курсов обучения. Относительная ошибка выборки составила не более 2 % при доверительной вероятности 95 %. В статье анализируется занятость студентов, использование в процессе труда лингвистического капитала и вовлеченность студентов в рынок лингвистических услуг; описывается характер влияния непрофильной занятости на профессиональное самоопределение студентов лингвистического университета. В ходе исследования выяснилось, что вовлеченность в непрофильную занятость дезориентирует студентов и способствует их разочарованию в выбранном направлении подготовки. В дальнейшем этот эффект создает предпосылку для обесценивания полученного образования и, возможно, подталкивает выпускников к поиску новых траекторий профессионального развития. Профильная занятость на рынке лингвистических услуг в этом смысле предпочтительна. Она в большей степени характерна для студентов, обучающихся на языковых педагогических и переводческих факультетах (институтах). В целом занятость студентов носит чаще всего неформальный и нестабильный характер в форме подработок, фриланса, репетиторства. Опыт профильной и официальной трудовой занятости среди студентов лингвистического вуза встречается достаточно редко. Поэтому необходимо создание механизмов и условий, позволяющих иметь профильную и официальную занятость на рынке лингвистических услуг. Она будет способствовать не только профессионализации, но и формированию устойчивой профессиональной ориентации студентов на рынке труда.
В статье предпринимается попытка переосмысления понятия «молодежь» посредством социологического, юридического, экономического дискурсов. Актуальность исследования обусловлена существующими разночтениями и неоднозначностью определения молодежи в научных практиках. Создавшаяся смысловая неопределенность затрудняет разработку эффективной политики, направленной на поддержку данной возрастной группы и ее интеграцию в общество. Целью исследования является концептуализация термина «молодежь» с использованием методологических инструментов дискурс- и контент-анализа. Дискурс-анализ позволяет рассмотреть молодежь как социальную конструкцию, подверженную влиянию культурных, политических и экономических факторов, а также исследовать, как различные дискурсы формируют общественное восприятие молодежи. Контент-анализ предоставляет возможность получить данные о том, как молодежь представлена в научных текстах и документах. Метод контент-анализа позволяет воспринять феномен молодежи в динамике, проследить изменения во времени, которые претерпевает означенная возрастная (и социальная) группа. Результаты исследования показывают, что понятие «молодежь» не сводится к какому-либо одному определению. Скорее, оно подразумевает широкий спектр интерпретаций, на который влияют различные факторы. Каждая дисциплина привносит уникальные идеи, которые обогащающие общее понимание молодежи, подчеркивая ее значимость как исключительной возрастной, психической и социальной категории. Как показывает исследование, применение комплексного подхода является необходим условием для целостного понимания молодежи. Означенный подход будет способствовать адекватному определению молодежи, которое так необходимо в условиях стремительных изменений в социально-экономической и культурной сферах, вызванных глобализацией и цифровизацией. Такой подход открывает новые горизонты для дальнейших исследований. Он выявляет важность междисциплинарного сотрудничества в изучении социальной динамики молодежи, а также практических инициатив в области молодежной политики и социальной работы.
В своем исследовании мы рассматриваем основания и особенности межпоколенной солидарности между современным молодым поколением России (зумерами) и их прародителями (бумерами), принимая во внимание, что зумеры являются первым полностью постсоветским поколением, а бумеры – советским, прошедшим период активной социализации в совершенно иной социально-экономической и политической формации. Поэтому, мы не просто изучаем пространство межпоколенного обмена, но и в некотором смысле преемственность между разными эпохами – безвозвратно ушедшим советским прошлым и текущим настоящим. Материалом для анализа служат 34 интервью с зумерами и 20 интервью с их бабушками/дедушками. Теоретическими основаниями исследования выступают теория поколений и модель межпоколенной солидарности В. Бенгтсона и его коллег. В поддержании солидарности ключевую роль играют нематериальные трансферты, которые заключаются в эмоциональном обмене и поддержке, а также специфической роли обеих сторон. Старшие выступают источником знаний не только о прошлом семьи, но и о прошлом ушедшей эпохи, а младшие служат для своих прародителей надежными проводниками в современный цифровой мир. Такая уникальная экспертность обеих сторон наряду с общей неконфликтностью зумеров позволяет снизить конфликтный потенциал отношений, в которых сталкиваются не просто два поколения, но две совершенно разные эпохи и системы ценностей. Свои отношения с внуками российские бумеры оценивают как более теплые и близкие в сравнении с теми, которые были у них с прародителями.
Автор статьи размышляет о проблемах и перспективах широкого распространения гаджетов в современном цифровом мире. Развитие информационных технологий затрагивает все сферы жизни людей, в том числе вносит изменения в супружеские и детско-родительские отношения. В статье рассматривается современная литература и проводится вторичный анализ данных исследований Фонда общественное мнение (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др., касающихся позитивных и негативных аспектов влияния цифровых технологий на семейное взаимодействие. Уделяется внимание особенностям сетевого поведения, онлайн общения как родителей, так и детей, в частности таким проблемам как: гаджетозависимость (гаджет-аддикция), т. е. неконтролируемое пользование гаджетами; фаббинг – привычка погружаться в гаджет во время разговора с оффлайн собеседником и т. д. Гаджеты становятся членами семьи, одушевляются и вписываются в привычный домашний ландшафт. Родители, с одной стороны, пытаются контролировать взаимоотношения гаджет-ребенок, с другой – сами погружены в гаджеты, а также используют их как средство поощрения/наказания, тем самым только повышая ценность девайся в глазах ребенка.
Являясь одним из важнейших атрибутов жизни современного человека, гаджеты отличаются функциональностью, мобильностью и практически непрерывной возможностью выхода в Интернет. Они позволяют преодолеть ограничения реальных контактов, объединяя в себе людей проживающих далеко друг от друга, помогают поддерживать связь с близкими на расстоянии, совмещать трудовую деятельность и воспитание детей, получать новые знания, совершать покупки, не выходя из дома.
Было бы ошибочным оценивать влияние гаджетов на повседневные практики, в том числе семейные по шкале “положительное – отрицательное”. “Гаджетизация” – сложный процесс, требующий пристального изучения.
Данная статья является логическим продолжением авторской публикации “Образ здоровья в блогосфере: социологический анализ” (Часть 1) и посвящена исследованию влияния блогосферы на конструирование социальных представлений о здоровье и практиках заботы о нем. Данная тема рассматривается как актуальная, но недостаточно разработанная в отечественном научном дискурсе, вследствие чего, а также с учетом значимости здоровья как важнейшей составляющей общественной и индивидуальной жизнедеятельности, возникает необходимость ее изучения. В работе предпринята попытка анализа особенностей репрезентации образа здоровья и практик здоровьесбережения в блогосфере, а также основных направлений научной дискуссии по данной теме посредством систематизации релевантных отечественных и зарубежных публикаций. По результатам проведенного исследования автором выявлены факторы, направления и способы воздействия блогинга на конструирование социальных представлений о здоровье и практиках заботы о нем.
Настоящая статья поднимает проблему общественного здоровья, которое является одной из областей социальной реальности, а также важной сферой жизнедеятельности общества, которая подлежит социальному конструированию. Важной составляющей механизма подобного конструирования является укрепление индивидуального здоровья, конструирование траектории здоровой личности, которые осуществляются в процессе ее социализации. Авторами подчеркивается, что сегодня социализация, вхождение человека в социальную среду через овладение общепринятыми социальными ценностями и нормами, рассматривается как фактор, влияющий на показатели здоровьесберегающего поведения. Соответственно, ее основным структурообразующем элементом должна стать популяризация системы ценностей и установок, имеющих отношение к высшей ценности – здоровью, основанных на убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни. Врачебное сообщество едино во мнении, что активность населения в отношении здоровьесбережения является важнейшим фактором сохранения, восстановления и поддержания здоровья нации. В профессиональной медицинской среде под медицинской активностью принято понимать деятельность людей по отношению как к своему (личному, персональному), так и общественному здоровью. К показателям медицинской активности относят: санитарную грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическую активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью. Значительное внимание в данной статье уделяется деструктивным факторам, прямо или косвенно влияющим на здоровье современного человека. К ним, прежде всего, относятся переизбыток информации, которая буквально обрушивается из интернета и вызывает синдром информационной усталости и интернет-зависимость, которая плохо влияет на самочувствие человека, ухудшая сон, память, внимание, а отсутствие лечения может привести даже к психическим расстройствам. Одной из важнейших проблем XXI в. является гиподинамия – пониженная активность, которая запускает негативные изменения в работе внутренних органов и систем, ведет к активному росту заболеваний позвоночника, остеохондрозу, обострению хронических патологий и неизбежно приводит к ожирению. В последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения у детей и подростков: 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением. Избыточный вес в детстве – значимый фактор ожирения во взрослом возрасте: 50% детей, имевших избыточный вес в 6 лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80%. Очевидной социальной проблемой, с которой сталкиваются люди, страдающие ожирением, является стигматизация людей в зависимости от параметров тела, которую существенно облегчают цифровые информационные технологии. Наряду с ожирением серьезный вред здоровью человека наносят алкоголизм, наркомания и табакурение – факторы, которые становятся самой злободневной проблемой в нашем обществе. Авторы утверждают, что в основу формирования ценностных ориентиров в отношениях личности и общества, которых должен быть заложен системный подход, который осуществляется путем систематических реализации различных мероприятий и национальных проектов, направленных на повышение продолжительности жизни, укрепление общественного здоровья в период от младенчества до пожилого и старческого возраста.
Статья посвящена концептуально-аналитическому исследованию диалектики целей и функций университета в контексте исторической и современной трансформации его институциональной природы. Автор рассматривает противоречия университетского развития на пересечении миссий социализации, генерации нового знания и формирования независимой академической культуры. Особое внимание уделяется университету как фактору социальных изменений. Показано, что его устойчивость определяется способностью к инновациям и сохранению академических традиций в меняющихся условиях.