Введение: Статья посвящена актуальной проблеме формирование читательской грамотности. Умения работать с текстами проверяются по всем предметам в рамках государственной итоговой аттестации за курс основной школы и во всероссийских проверочных работах, международных исследованиях. При обучении физике формирование читательской грамотности связано с организацией работы с понятийным аппаратом, графической информацией, таблицами, схемами, графиками, представленными в текстах физического содержания. Что и определило проблему исследования: как в процессе обучения физике в условиях отсроченного контроля обеспечить формирование читательской грамотности у школьников.
Материалы и методы: Автором описаны приемы и формы обучения в формировании читательской грамотности по физике. Выделены принципы и модель диагностики, представлена методика оценки уровня сформированности читательской грамотности по физике. Результаты исследования: В результате педагогического эксперимента определены результаты сформированности у обучающихся читательской грамотности при обучении физике. По итогам педагогической работы коэффициент результативности ηр= 1,4.
Обсуждение и заключения: Определили основные факторы обеспечивающие формирование читательской грамотности при обучении физике. Научные результаты представляют теоретический и практический интерес для учителей физики с целью формирования читательской грамотности у обучающихся. Продолжение работы по формированию читательской грамотности при обучении физике мы видим в разработке методики формирования читательской грамотности в профильных классах, работа с текстами технического содержания, содержащих сведения о технических технологиях, в основе которых лежат физические законы, для развития инженерного мышления в профильных классах.
В статье представлено эмпирическое исследование личностных диспозиций как предикторов виктимизации подростков в ситуации школьного буллинга. Выдвинута гипотеза о том, что личностные черты подростков могут выступать в качестве детерминант виктимизации в буллинге. На основе результатов исследования (n = 276, подростки от 10 до 15 лет) с применением опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» и подросткового варианта многофакторного личностного опросника 14PF Кэттелла получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние таких личностных проявлений, как осторожность, нормативность, неврастения, возбудимость, склонность к чувству вины и групповая зависимость на виктимизацию жертв буллинга (R2 = 0,801).
Выделены методологические подходы и на их основе сформулированы принципы, которые могут быть реализованы при постановке цели, конструировании содержания обучения, осуществлении образовательного процесса, обеспечивающего подготовку будущих педагогов к формированию функциональной грамотности школьников. Охарактеризованы методики и технологии, которые могут быть применены в работе со студентами.
Рассматривается влияние ушу как средства физического воспитания на умственное и физическое развитие школьников средних классов в образовательных учреждениях Китайской Народной Республики. На основании полученных данных рекомендуется дальнейшая интеграция ушу в образовательные программы как эффективного инструмента для гармонического развития физических и когнитивных способностей школьников, укрепляющего их связь с традициями китайской культуры и способствующего улучшению общего процесса обучения.
В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей физического развития школьников за период 2018-2021 гг., т. е. полученных до начала и после широкого применения дистанционных форм обучения, обусловленных распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
В статье дана характеристика программы по спортивно-оздоровительному туризму, которая была реализована в одной из общеобразовательных школ города Магнитогорска. Занятия, спланированные как внеурочная деятельность обучающихся начальной школы, не только способствовали повышению уровня физического развития занимающихся, их технической подготовленности, но и позволили решить специальные образовательные и общепедагогические задачи по формированию разносторонне развитой личности школьника.
Целью данного исследования было разработать комплексную программу физической подготовки для мальчиков 9-10 лет, занимающихся баскетболом с элементами фитнес-технологий в рамках дополнительного образования, а также доказательство эффективности её применения. Основная гипотеза данной работы предполагает, что проведение тренировок по баскетболу в комплексе с фитнес-технологиями которые основаны на данной программе, поспособствует развитию разносторонних физических качеств у мальчиков данной возрастной группы.
В статье рассматривается проблема эффективного методического подхода к повышению интереса к чтению у школьников на уровне начального, основного общего и среднего образования, вызванная влиянием информационных технологий и изменением форматов потребления информации. Автор рассматривает чтение в качестве ключевого условия развития когнитивной сферы личности школьников, формирования критического мышления и расширения их кругозора. Автор описывает инновационную технологию медиапроектирования и инструментарий развития читательской грамотности, которые направлены на повышение мотивации к чтению. В качестве сущностной характеристики этой технологии приводятся программно-методические материалы, диагностический инструментарий и алгоритм создания буктрейлеров как основной методический прием. Описываются прагматические аспекты данной технологии, проявляющиеся в повышении мотивации у детей к художественной литературе. В заключение автор аргументирует необходимость интеграции технологии в дополнительное образование школьников для формирования нового поколения, способного критически воспринимать информацию и активно участвовать в культурной жизни общества.
В статье поднимается проблема повышения оздоровительного эффекта физкультурных пауз для восстановления зрительной и опорно-двигательной систем школьников, испытывающих негативное воздействие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в цифровой среде. Рекомендуются средства и техническое оборудование для организации рекреационных мероприятий, упражнений и оздоровительных процедур в перерывах между учебными занятиями с использованием компьютера. Предлагаются методические рекомендации по их проведению с использованием индивидуального и группового методов.
Проведение программы профилактики стоматологических заболеваний у школьников, перенесших острый стресс, способствовало редукции прироста кариеса постоянных зубов, достоверному улучшению гигиенического состояния полости рта, а также повышению мотивации к сохранению стоматологического здоровья.
Данная статья описывает проект по разработке мобильного приложения «ПИП – Планер индивидуального питания».
Цель приложения – продвижение рационального питания для детей школьного возраста и их родителей, акцентируя внимание на индивидуальных особенностях пола, возраста, здоровья и климатогеографических факторов.
Актуальность темы профориентационной деятельности обусловлена высокой конкуренцией между высшими учебными заведениями в плане привлечения будущих студентов. Объектом данного исследования является профориентационная деятельность университета, предметом – оценка ее эффективности. Цель данной статьи – выявить эффективность профориентационных мероприятий, проводимых в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». В работе применялся теоретический анализ научных публикаций по проблеме исследования, сравнительный метод, а также методы анкетирования и статистического анализа. В проведенном опросе приняли участие 40 студентов первого и второго курсов, обучающихся на кафедре межкультурной коммуникации и перевода.
Результаты. Результаты исследования позволили выявить, что профориентационная работа, осуществляемая на базе нашего вуза, в целом, достигает поставленных целей. Среди плюсов можно отметить эффективное продвижение вуза его представителями в средствах массовой информации; участие школьников в олимпиадах, конкурсах и проектах, проводимых университетом; большая часть респондентов высоко оценила профориентационную деятельность университета, отметив, что организованные профориентационные мероприятия, помогли определиться им с будущей профессией. Среди недостатков проводимой профориентационной деятельности можно отметить невысокий процент школьников, принимающих участие в мероприятиях, организованных, непосредственно, в стенах самого университета, поэтому рекомендуется открытие различных школ, творческих мастерских и т. д. на базе университета. Для повышения эффективности профориентационной деятельности университета, авторы предлагают проведение следующих мероприятий: встречи школьников со студентами вуза, обучающимися по данному направлению; разработка и проведение профориентационных тренингов и тестирования по всем направлениям подготовки, помогающие с выбором будущей профессии; организация и проведение таких мероприятий как «День школьника в университете» и «Погружение в профессию». На основе проведенного опроса и полученных данных в статье представлена разработка программы «День школьника в университете». Материалы статьи могут представлять интерес для преподавателей высшей школы, педагогов общеобразовательных школ, а также для всех, кто интересуется проблемами профориентационной деятельности.