Реальность единого государства: что такое Израиль/Палестина? Под ред. М. Барнетта, Н. Дж. Брауна, М. Линча, Ш. Телами. – Итака: Издательство Корнеллского университета, 2023. С. 372
После Исламской революции 1979 года Иран всегда проводил антиизраильскую политику. Религиозная и идеологическая вражда с Израилем по-прежнему является жизненно важным элементом доктрины Исламской Республики, революционная идеология которой открыто отвергает существование Израиля и призывает к тому, чтобы Израиль “был стерт с лица земли”. Однако сосредоточения на этой идеологической доктрине недостаточно для понимания политики Ирана в отношении Израиля, палестинского вопроса и проблемы Газы. Если бы политика ИРИ определялась исключительно ее революционными идеалами, Иран присоединился бы к войне в Газе или подтолкнул бы “Хезболлу” к тотальной конфронтации с Израилем. Тот факт, что Иран не предпринял подобных мер, является не просто выражением сдержанности - это свидетельствует о его рациональном и прагматичном подходе. Хотя идеологическое революционное видение уничтожения Израиля не было отброшено, политика Ирана все больше ориентируется на ряд потребностей в области безопасности и стратегических целей, поставленных его руководством в соответствии с меняющимися национальными стратегическими интересами. С начала нового острого кризиса вокруг сектора Газа и в самом секторе Газа в октябре 2023 года широко обсуждалась текущая и потенциальная роль Ирана в палестино-израильском контексте. В Израиле и на Западе принято считать, что, поскольку Иран поддерживает ХАМАС и поздравляет его с нападением 7 октября 2023 года, он, возможно, не захочет или не сможет оставить ХАМАС в покое перед лицом крупномасштабной войны в Газе, если не сам по себе, то, по крайней мере, через своих региональных союзников, сделает все, чтобы поддержать ХАМАС. Однако сам Иран преследовал две цели: с одной стороны, избежать втягивания в региональную войну, а с другой - остановить израильскую агрессию против Газы. В результате Тегеран пытается заработать пропагандистские очки на кризисе в Газе, не развязывая более масштабной войны. Прямое участие в войне лицом к лицу с Израилем потенциально может спровоцировать вмешательство США, что приведет к огромным потерям для Ирана. Хотя Иран не хочет полномасштабной войны, он намерен поддерживать свою репутацию ведущей силы, противостоящей Израилю в мусульманском мире, особенно учитывая разрушительную ситуацию в Газе. С этой целью Иран использовал ХАМАС и войну в Газе для активизации своей региональной сети союзников и ставленников против Израиля. Однако, когда конфликт в Газе закончится, Иран будет поощрять своих ставленников к деэскалации напряженности для поддержания мира и стабильности в регионе.
В статье исследуются причины и предпосылки социально-политического кризиса в Израиле после выборов 2022 г. Ярким проявлением этого кризиса стали беспрецедентные протесты против предложенной правительством Б. Нетаньяху судебной реформы. На фоне накопившихся противоречий стала очевидной уязвимость государства перед лицом наиболее острых угроз безопасности. В октябре 2023 г. террористы из сектора Газа атаковали мирных граждан Израиля, убив более 1300 человек и взяв в плен более 200. Авторы анализируют взгляды и подходы израильского правительства к проблеме сектора Газа. Они отмечают, что израильское руководство оказалось неспособным сосредоточиться на долгосрочном урегулировании палестино-израильского конфликта. Трагедия 7 октября 2023 г. привела к дальнейшей радикализации позиций как израильской политической элиты, так и общества в целом. В ответ на теракт израильское руководство начало военную операцию «Железные мечи», которая расколола политическую и военную элиту страны. Актуальные планы на период после завершения военной операции свидетельствуют о том, что у израильского правительства отсутствует стратегическое видение будущего как израильского присутствия в Газе, так и развития сектора Газа в целом.
Статья посвящена анализу современных идейных позиций организации «Исламский джихад в Палестине» и выявлению соотношения националистических и исламистских элементов в ее идеологии. Актуальность темы обусловлена резким обострением ситуации в Палестине в 2023-2024 годах, возросшей ролью радикальных исламистских движений в палестинском политическом поле, а также трансформацией современного исламизма, в котором глобальный религиозно-политический проект переплетается с националистическими идеями. В методологическом плане исследование основано на методе медленного, или внимательного, чтения (“close reading”) и разработанной автором методике неомодернистского анализа политических стратегий. Основным источником исследования является опубликованный в 2018 г. «Политический документ» «Исламского джихада». В статье последовательно анализируются следующие элементы документа: преамбула, идентичность организации, ее взгляд на прошлое и настоящее Палестины и палестинцев, образ врага и методы борьбы с ним, роль внешних акторов и международные аспекты решения палестинской проблемы. После детального анализа документа выявляются основные элементы его идеологии и ее связи с идеологическими исканиями арабских националистов. В завершение анализируется базовый нарратив палестинского движения «Исламский джихад», включающий исламистские, консервативные и левые элементы.
Статья посвящена анализу современных идейных позиций организации «Исламский джихад в Палестине» и выявлению соотношения националистических и исламистских элементов в ее идеологии. Актуальность темы обусловлена резким обострением ситуации в Палестине в 2023-2024 годах, возросшей ролью радикальных исламистских движений в палестинском политическом поле, а также трансформацией современного исламизма, в котором глобальный религиозно-политический проект переплетается с националистическими идеями. В методологическом плане исследование основано на методе медленного, или внимательного, чтения (“close reading”) и разработанной автором методике неомодернистского анализа политических стратегий. Основным источником исследования является опубликованный в 2018 г. «Политический документ» «Исламского джихада». В статье последовательно анализируются следующие элементы документа: преамбула, идентичность организации, ее взгляд на прошлое и настоящее Палестины и палестинцев, образ врага и методы борьбы с ним, роль внешних акторов и международные аспекты решения палестинской проблемы. После детального анализа документа выявляются основные элементы его идеологии и ее связи с идеологическими исканиями арабских националистов. В завершение анализируется базовый нарратив палестинского движения «Исламский джихад», включающий исламистские, консервативные и левые элементы.
Обзор источников включает характеристику таких литературных памятников, как тексты Священного Писания Септуагинты, проповеди, религиозные гимны и агиографии. Документальные свидетельства представлены Notitia episcopatuum, Синодальными актами, канонами и решениями, типиками монастырей, сведениями о церквях, монастырях и женских монастырях на христианском Востоке. В христианской Византии Иерусалим стал главной целью паломничества верующих. Немало обителей было воздвигнуто грузинскими монахами - жителями Палестины. По соседству с Палестиной монастырское строительство активно шло в византийской Сирии, а также в зоне древнейших монастырских образований - в Египте. Таким образом, перед нами предстает картина активного монастырского строительства в Святой Земле, засвидетельствованная как в документах, так и в упоминаниях Уставов, в описаниях паломников и путешественников. Далеко не все обители существовали продолжительное время, будучи объектом разорительных нападений бедуинов, мусульман, крестоносцев, но многие из них нередко восстанавливались из пепла и продолжили служение до наших дней. Византийская географическая литература выходит за рамки чисто литературных заимствований из античного наследия и сферы теоретико-математических и астрономических трактатов, уходя в практику реальных путешествий и паломничеств. Хотя значение последних оставалось важным во все периоды византийской литературы - от «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова до этногеографических экскурсов «Истории» Никифора Григоры.
США в определённой степени перестраивают свою ближневосточную политику, в которой углеводородная составляющая становится тенью военно-политической. Признавая значимость региона, в Вашингтоне видят главную задачу в недопущении там преобладающего влияния Китая, противодействие России и Ирану также остаётся на повестке дня, а проблема арабо-израильского урегулирования и борьбы с экстремистами приобретает рефлекторный характер.
В статье приводится анализ новостной повестки западно-ориентированных средств массовой информации в отношении кризиса в секторе Газа, а также в отношении действий ХАМАС и ЦАХАЛ. В ней также исследуется реакция международного сообщества на атаку ХАМАС на Израиль и ответный удар ЦАХАЛ по сектору Газа и мирному населению. Авторы анализируют способы, с помощью которых западные СМИ представляют конфликт, и их влияние на общественное мнение. Западные СМИ намеренно используют определенные стилистические обороты и выражения при описании действий ХАМАС, применяя нейтральный стиль в отношении гуманитарной катастрофы в секторе Газа и, тем самым, показывая, что жертвы среди палестинского населения не имеют значения. Изменение новостной повестки СМИ непосредственно связано с трансформацией реакции международного сообщества на события в секторе Газа: по мере смягчения позиций ключевых западных стран в отношении гуманитарной катастрофы в секторе Газа меняется и позиция западных СМИ, однако факт обезличивания и дегуманизации палестинского населения, отождествления его с группировкой ХАМАС, все еще остается в новостной повестке, из чего можно заключить, что западные СМИ, позиционирующие себя как независимые и либеральные, при освещении конфликта в секторе Газа, транслируют исключительно официальную позицию Израиля и западных государств, игнорируя при этом интерпретацию конфликта незападными игроками, включая Россию.
Статья посвящена истории соперничества и борьбы за первенство в регионе двух палестинских кафедр в эпоху Поздней античности - Кесарии и Иерусалима. Автор отмечает слабую изученность темы и приходит к заключению, что соперничество Иерусалима и Кесарии началось в начале IV столетия и продолжалось вплоть до официального объявления на Халкидонском соборе в 451 году Иерусалима сверхмитрополией, а епископа иерусалимского - патриархом. Процесс возвышения иерусалимских епископов невозможно рассматривать как мгновенный, свершившийся лишь во время правления одного епископа Иерусалима, но как процесс, протекавший почти полтора столетия. В ходе борьбы важную роль сыграли сам город Иерусалим, который постепенно становился Святым городом; апостольское происхождение иерусалимского престола; непосредственно сама ситуация в христианской церкви (в особенности действия таких могущественных иерархов, как папа Римский, патриархи Антиохии и Александрии); догматические споры и, наконец, личные качества и амбиции епископов двух городов. Высокое значение последнего епископа и первого патриарха Иерусалима Ювеналия, подкрепленное действиями предшественников, позволило поставить точку в соперничестве с Кесарией и навсегда возвыситься над ее епископами.