Международные экономические санкции, став неотъемлемой частью современной политической и правовой жизни, послужили причиной формирования новой правовой реальности в России. Отвечая на вызов «недружественных» государств, в российском правопорядке сформировался целый пласт «контрсанкционных» норм. В рамках настоящей статьи автор исследует природу «контрсанкций» в контексте международного частного права, а именно сравнивая их с институтом реторсий. Автор приходит к выводу, что реторсии, как институт международного частного права, направлены на формирование баланса прав и интересов собственных граждан, юридических лиц и иностранных лиц, при этом в целях восстановления нарушенного состояния возможно отступление от соблюдения принципа соразмерности реторсий.
Существующие в настоящее время методики оценки экономической безопасности зачастую не учитывают отраслевую специфику. В результате, проведенные расчеты приведут к некорректным выводам относительно текущего состояния анализируемой компании. Но в тоже время, применяемая методика ориентируется на оценку экономической безопасности в рамках определенной отрасли, зачастую не описывается, почему представленный набор показателей был выбран. В данной статье будут рассмотрены существующие методики оценки экономической безопасности и проанализирована возможность их применения к компаниям нефтяной отрасли. Также в данной статье будет предложена авторская методика оценки экономической безопасности организации нефтяной отрасли. Выбор данной отрасли объясняется тем, что российская нефтяная отрасль продолжает находиться под влиянием санкций, вводимых европейскими странами и США. В последнее время санкционному давлению также подвержены государства, которые приобретают российские углеводороды. Поскольку доходы от реализации углеводородов составляют около трети от общей суммы доходов федерального бюджета, важность определения устойчивости деятельности российских нефтяных компаний возрастает для экономики Российской Федерации. На текущий момент существует большое количество методик оценки экономической безопасности организации, которые основаны на различных подходах к ее оценке, например, коэффициентный анализ, анализ динамики ключевых показателей деятельности, анализ внешней и внутренней среды организации, корреляционный анализ. Оценка экономической безопасности представляет собой процесс количественного отражения результатов функционирования различных сфер деятельности предприятия, к которым могут относиться его кадровая, финансовая, производственная, технологическая и другие, в зависимости от подхода автора методики оценки экономической безопасности. В качестве недостатков, которые возникают при использовании методик оценки экономической безопасности, можно выделить: отсутствие обоснования выбора показателей и описания выбора пороговых значений. Важность обоснования двух категорий, отмеченных выше, объясняется тем, что в зависимости от анализируемой компании и её принадлежности к определенной отрасли, некоторые показатели могут быть неприменимы, либо при анализе полученных результатов приведут к формированию противоречивых выводов, отличающихся от объективной действительности. В данной работе приводится авторская методика оценки экономической безопасности организаций нефтяной отрасли. Выбор используемых показателей осуществлялся на основе анализа информации о текущем состоянии российского рынка углеводородов. Пороговые значения используемых показателей формировались на основе среднеотраслевых данных о деятельности компаний нефтяной отрасли. Предлагаемая методика была апробирована на примере ПАО «ЛУКОЙЛ», которое является одним из крупнейших нефтедобывающих компаний Российской Федерации. По итогам расчетов были сформированы выводы относительно текущего состояния экономической безопасности компании «ЛУКОЙЛ».
В статье анализируется российский фактор в современном внешнеполитическом курсе правительства Венгрии во главе с В. Орбаном и его партией «Фидес - Венгерский гражданский союз». Сравниваются официальные позиции правительства по наиболее резонансным вопросам, связанным с Россией. К ним относятся энергетические санкций, членство Финляндии и Швеции в НАТО, поставки вооружения украинской стороне. Исследование показывает, что, несмотря на согласие со многими ценностными ориентирами партнеров по ЕС И НАТО, Венгрия готова продолжать последовательно защищать собственные экономические и энергетические интересы.
ВВЕДЕНИЕ. Принятие недружественных мер против третьих государств как способ принуждения к изменению политики не является чем-то новым для государств и может быть юридически приемлемым в конкретных случаях, определяемых Советом Безопасности Организации Объединенных Наций (далее – ООН) или соответствующих международному праву. При отсутствии связующего элемента между наказывающим и наказуемым государствами санкции являются односторонними, что в итоге равнозначно нарушению обычных принципов суверенного равенства и невмешательства, тем самым нарушая международное право. Европейский союз (далее – ЕС) стремится к применению особого подхода в отношении нескольких государств, включая Российскую Федерацию. Главная цель исследования – дать ответ на следующий вопрос: совместимы ли санкции ЕС против России с международным правом? МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование начинается с характеристики понятия «санкции», его типологий, различных способов выражения и международно-правовой базы санкций. Далее последует оценка политической и правовой позиции ЕС в отношении санкций, которая завершается рассмотрением конкретного случая санкционного режима, принятого Брюсселем против России. В качестве основных источников в этой работе рассматриваются документы, принятые Специальным докладчиком ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека, а также правовая доктрина, судебная практика и нормативные акты. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты проведенного исследования демонстрируют развитие в ЕС тенденции к концентрации полномочий в Совете ЕС посредством неопределенных и произвольных нормативных актов для принятия санкций против третьих государств. Эта тенденция приобрела большую популярность и легитимность после Лиссабонского договора и обусловлена стремлением ЕС напрямую влиять на важнейшие международные события и добиваться политических изменений в государствах, против которых направлены санкции, пытаясь заставить их суверенные органы принять те же ценности и принципы, что и брюссельская организация. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Понятие «санкции» включает в себя два различных механизма: решения, которые, хотя и могут быть недружественными, соответствуют международному праву; и односторонние принудительные меры, которые представляют собой нарушение международного права. Несмотря на то что режим санкций ЕС публично представлен под названием «ограничительные меры», такие меры принимаются вне рамок Совета Безопасности ООН и не имеют достаточной фактической базы для обоснования таких решений, тем самым попадая под действие односторонних принудительных мер, запрещенных международным правом.
Цель. Изучение проблемы привлечения к ответственности лиц за нарушение специальных экономических мер и мер воздействия (противодействия) при вывозе за пределы территории Российской Федерации и (или) ввозе на территорию России определённых категорий товаров.
Процедура и методы. Проанализированы нормативные акты, составляющие основу применения специальных экономических мер, в частности торговых запретов и ограничений. Приведены взгляды исследователей на природу санкций и ответных мер. Изучена судебная практика по вопросам квалификации правонарушений, связанных с обходом антисанкционных запретов и ограничений.
Результаты. Проведённое исследование показало, что специфика специальных экономических мер и мер воздействия требует введения отдельных норм, устанавливающих ответственность за их нарушение.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщена информация о торговых запретах и ограничениях, введённых в качестве противодействия санкциям недружественных государств и обоснования необходимости введения специальных норм об ответственности за нарушение либо обход указанных мер.
Целью исследования является оценка влияния интеграционных соглашений и санкций на внешнюю торговлю сырьевыми и промышленными товарами России. В статье на основе статистики международных баз данных (UNCTAD, Всемирный банк, CEIC, UNIDO, CEPII, FAO, ВТО, GSDB) для 1995—2024 гг. при помощи гравитационного моделирования, предполагающего контроль «эффектов глобализации», оценена возможность стимулирования российской внешней торговли сырьевыми и промышленными товарами в условиях санкционных ограничений в результате участия России в ВТО, в торговых и кооперационных соглашениях. Выявлен общий негативный эффект санкций на товарообмен России, особенно широкомасштабных ограничений, заметно сокративших российскую торговлю с санкционирующими «западными» странами в 2022—2024 гг. Установлено инвариантное воздействие на внешнюю торговлю России инвестиционных соглашений. Показано, что при общем долгосрочном позитивном влиянии на внешнюю торговлю России продвинутые торговые соглашения стимулировали большее расширение товарообмена промышленными, а не сырьевыми товарами, в отличие от поверхностных торговых соглашений. Определено нарастание позитивного влияния продвинутых и поверхностных торговых соглашений, а также участия в ВТО на российскую внешнюю торговлю (особенно промышленными товарами). Выявлено, что общая тенденция роста международной торговли в 2022—2024 гг. стимулировала товарооборот России со странами ВТО преимущественно сырьевыми товарами. Сопоставление эффектов показало, что смещение товарообмена в пользу стран — членов ВТО, а также рост международной торговли позволили смягчить негативное воздействие широкомасштабных санкций «западных» стран на российскую внешнюю торговлю, а заключенные Россией продвинутые и поверхностные торговые соглашения играли дополнительную стимулирующую роль в данном процессе. Полученные оценки свидетельствуют о необходимости расширения интеграционных форматов России в пользу дружественных стран в условиях нарастания санкционного давления со стороны «западных» стран.
Обрабатывающая промышленность балтийских регионов России столкнулась с серьезными глобальными вызовами в последние годы, включая пандемию COVID-19 и санкционное давление западных стран. Цель исследования заключается в выявлении пространственно-временных эффектов данных внешних шоков на динамику промышленности Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей и установлении локальных кластеров промышленного роста и спада. Методологической основой выступил пространственный анализ с применением дифференциального глобального и локального индекса Морана, позволяющего оценить пространственную автокорреляцию изменений промышленного производства на муниципальном уровне в период 2019—2023 гг. В качестве исходных данных использованы официальные статистические данные Росстата, нормализованные (очищенные от инфляции) относительно докризисного уровня. Исследование выявило значительную неоднородность реакции регионов: в Калининградской области сформировались обширные зоны упадка из-за высокой зависимости от импорта, в то время как отдельные муниципалитеты Ленинградской области продемонстрировали рост благодаря диверсификации производства и мерам государственной поддержки. Полученные результаты позволили выявить локальные полюса промышленного спада и роста, отражающие значительные пространственные диспропорции в устойчивости промышленности балтийских регионов.
В статье исследуются способы обхода экономических санкций против России, включая использование офшорных зон, открытие счетов в дружественных юрисдикциях и использование криптовалют. Анализируются ограничения в банковской сфере и альтернативные финансовые инструменты. Показано, что санкции не привели к полной изоляции российской экономики благодаря гибким стратегиям бизнеса и граждан.
В статье рассмотрены вводимые и введенные против Российской Федерации экономические санкции со стороны государств коллективного Запада, а также инициаторы, этапы, история и последствия их введения.
В статье рассматривается проблема повышения устойчивости глобальных цепей поставок в условиях геополитической нестабильности и санкционных ограничений.
Целью работы является разработка методики динамического резервирования логистических маршрутов и многоуровневой системы контроля для минимизации рисков разрывов поставок. К используемым методам относятся анализ современных вызовов в управлении цепями поставок, синтез принципов резервирования из IT-сферы и логистических стратегий, моделирование альтернативных маршрутов поставок, а также экономическая оценка эффективности предлагаемых решений. Результатом разработанной методики является комплексный подход к обеспечению непрерывности поставок, включающий алгоритмы оперативного переключения между маршрутами, трехуровневую систему мониторинга и контроля, а также механизмы минимизации дополнительных издержек. Полученные результаты могут быть применены международными компаниями для повышения устойчивости глобальных цепей поставок.
Сегодня мир переживает трансформацию системы международных отношений и пересмотр глобальных «правил игры». Переход от однополярного мира к многополярному сопряжен с падением статуса и роли США в мировой политике, что делает их ключевыми противниками происходящих процессов. В качестве основного инструмента своей внешней политики Америка использует санкции, стремясь интегрировать в санкционную риторику как можно больше стран. В то же время в мире наблюдается раскол санкционных коалиций и несогласие мировых игроков с иррациональной политикой США, что стимулирует дальнейшее развитие альтернативных проектов, таких как БРИКС. Помимо меняющейся внешней конъюнктуры важно отметить неэффективность санкций как инструмента давления. Ярким примером является Исламская Республика Иран, сумевшая выстоять под их натиском и обеспечить развитие страны. Автор описывает иранский опыт борьбы с санкционным давлением, в частности — к ак использовать элементы программы экономики сопротивления.
В статье с помощью экспертного опроса (интервью) специалистов, изучения статистической отчетности и метода прогнозирования проведен анализ рисков и оценены последствия дефицита доверия в экономических отношениях. В результате автор делает вывод о том, что дефицит доверия инициирует развитие девиантных моделей экономического поведения. Разрыв социальных связей, кризис институциональных условий, размывание значимости репутационного капитала снижают готовность экономических агентов соблюдать гарантии добросовестного выполнения обязательств. В сложившихся условиях стабилизации экономических отношений можно достичь, наращивая генерализированное доверие в обществе и создавая институциональные условия для формирования предсказуемости действий экономических субъектов. Для компенсации рисков доверия на международной арене следует развивать новые каналы ведения внешнеэкономической деятельности и выстраивать обновленные логистические цепочки.