ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАК ОБЪЕКТ МАТЕРИАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ (2024)

В статье рассматривается железная дорога как результат материального и идеального конструирования. Материальное конструирование представлено как формирование железной дороги в качестве материализованного (вещественного) объекта. Дано краткое описание эволюции изобретений, лежащих в основе работы железной дороги, - колеса, колейной дороги, паровой машины, обозначен в качестве ключевого первый этап становления железной дороги - создание паровозов Р. Тревитика, Дж. Стефенсона, открытие Ливерпульско-Манчестерской железной дороги. Обозначена эволюция локомотивов, вагонов, железнодорожной инфраструктуры, сделан вывод о формировании железной дороги как материального объекта со сложной структурой и эффективным функционированием. Идеальное конструирование описано как наполнение материального объекта смысловым содержанием в процессе обыденного и художественного познания. Показано, как обыденный образ железной дороги формировался в процессе непосредственного взаимодействия человека с железнодорожным транспортом и фиксировался в дневниках, письмах, газетных заметках. На основе анализа данных источников, в определенном количестве доступных в сети Интернет, выявлены некоторые варианты семантизации железной дороги - персонификация в образе железного коня, уподобление хтоническому существу, осмысление значения (позитивного или негативного) для человеческого общества, культуры. Осмысление железной дороги в рамках художественного познания происходила по трем ключевым направлениям - технический объект, дорога/путь, дом. На примерах произведений литературы, живописи, графики, музыки, киноискусства раскрыто содержание данных концептов - образ железной дороги представлен как воплощение идей техницизма и антитехницизма, как символ жизненного пути, символ дома как антропологического и социокультурного пространства.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Автор(ы): МАЛЬЦЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
ОБЕРЕГОВЫЕ ФОРМЫ АЛТАЙСКОЙ ДОМОВОЙ РОСПИСИ (2025)

В статье представлены проблемы исследования обереговых функций в домовой росписи Алтая. Анализируются характерные мотивы и символы, их семантика и связь с традиционными верованиями славян. Символы классифицированы по их функциональному и обереговому значению с применением сравнительного анализа с другими урало-сибирскими росписями. Представлен структурно-семантический анализ этнографических образцов Алтайского края. Источником послужили фотоматериалы альбома «Русское декоративно-прикладное искусство на Алтае», в котором собраны этнографические образцы из сел Топольное, Туманово, Черемшанка и Сибирячиха (альбом хранится в фонде Московского всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства). Исследуется обереговая функция, а также роль росписи в защите жилища. Рассматривается строение внутреннего убранства помещения, устройство крестьянской избы, выявляются закономерности зонирования пространства: передний угол и рабочая зона, а также деление на ярусы. Анализируются региональные особенности росписи, влияние мифологических представлений и связь с другими видами народного искусства. Рассматриваются различные виды композиций, выявляются обереговые формы: растительные, животные, магические знаки (круги, венки). Эти формы часто располагаются в ключевых местах дома: дверных проемах, окнах, наличниках, стенах и простенках, а также потолках. Особое внимание уделяется эволюции обереговых мотивов, проводится сравнительный анализ с периодами переселения славянских этносов в Алтайском крае. Сделаны выводы о том, что алтайская домовая роспись является следствием миграции урало-сибирской росписи, а также о том, что обереговые формы урало-сибирской домовой росписи на Алтае представляют собой богатый синтез символических элементов, служащих защите и укреплению семейного очага. Рассматривается проблема сохранения культурного наследия Алтая.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (25) (2025)
Автор(ы): БЕЛЯЕВА ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА
Сохранить в закладках
Образ собаки в галисийской этнофразеологии (2024)

Статья посвящена изучению фразеологических единиц галисийского языка с зоонимом «собака» с точки зрения культурно-семиотического подхода. Материалом для анализа послужили 150 идиом. На основе важной социальной роли определенного предмета или того или иного явления, обозначенных словом, возникает символическое значение слова в рамках национальной культуры. Символика фразеологических единиц отражает этнопсихологические особенности носителя языка и демонстрирует влияние языка на формирование менталитета народа. Знаки концепта животного мира во фразеологизмах используются в основном для отражения психоэмоционального и физиологического состояний человека, его поведенческих характеристик. Зооним «собака» выступает также средством образной характеристики человека, приобретая при этом различную символику. Метафоризация зоонима «собака» в исследуемом языке основывается как на поведенческих характеристиках животного, так и исходя из отношения человека к нему. Это обусловлено широкой распространенностью собаки, а также ее утилитарным функциям. Во фразеологическом фонде галисийского языка указанное животное наделяется противоречивой двойственной характеристикой, чаще отрицательной. Выявлено, что образ собаки в галисийском языковом сознании – это верный и преданный друг, наделенный умом и опытом. В то же время образ собаки в пословицах, поговорках, образных сравнениях наделен худшими чертами: она злая, агрессивная, ненасытная, ленивая, а собачья жизнь – тяжелая и голодная.

Издание: ВЕСТНИК НГУ. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Выпуск: Том 22, № 1 (2024)
Автор(ы): МЕРЗЛИКИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (2024)

Представленное исследование посвящено изучению того, каким образом социальная память обеспечивает удовлетворение ценностно-смысловых потребностей человека в рамках формирования качества его жизни. Авторы приходят к выводу, что в рамках удовлетворения нематериальных потребностей человека социальная память выступает в качестве источника предоставления готовых наборов смыслов, ценностей и моделей поведения, ресурса их обоснования, легитимации и актуализации, одновременно предотвращая возникновение кризиса идентичности, ликвидируя мемориальный разрыв между прошлым и настоящим и формируя условия для консолидации больших социальных групп.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Селезнев Павел Сергеевич, Барабанов Валерий Юрьевич, Пономарев Николай Андреевич, Кореньков Илья Олегович
Сохранить в закладках
Дух и материя. Материалы и техники во взаимодействии с христианскими смыслами в отечественном искусстве XXI в. (2024)

В статье подробно рассматривается проблема трансляции духовных смыслов с помощью материалов и техник в светском искусстве христианской тематики XXI в. Автор проводит аналогии между ролью материалов и методами работы с ними, их символическим значением в литургическом искусстве и современной христианской культуре. В исследовании анализируются произведения современных художников, созданные как в традиционных для литургического искусства материалах — дереве и металле, так и с использованием современных технологий. На основе как научных трудов, посвященных указанной проблематике, так и интервью художников автор выявляет складывающиеся в современном светском христоцентричном искусстве тенденции: использование руинированных материалов или же современных цифровых инструментов; превалирование выразительности материала над изображением; переосмысление приемов и символов иконы, заимствованных с целью преемственности по отношению к древней культуре. Полученные результаты, с точки зрения автора, позволяют отмечать стремление части современного художественного дискурса к абстрактным формам с использованием элементов иконографий, а также обозначить ориентацию на обновление языка современного искусства в христианском контексте.

Издание: ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выпуск: Том 42, № 1 (2024)
Автор(ы): Рубцова София
Сохранить в закладках
ОТРАЖЕНИЕ ДОМИНАНТ ПИЩЕВОГО КОДА ХЛЕБ И СОЛЬ В РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ (2025)

Статья посвящена репрезентации языковой картины мира через призму фразеологии на примере фразеологических единиц с компонентами, входящими в лексико-семантическое поле «Еда». Предметом исследования является обширный фрагмент общего фразеологического гнезда с вершиной соль: культурно значимой, востребованной носителями языка реалией. Исследуемый фрагмент частного фразеологического гнезда, образованный в национальном русском языке на базе первичного лексико-семантического варианта полисеманта соль «белое кристаллическое вещество с острым характерным вкусом, употребляемое как приправа к пище», пересекается с фрагментом фразеологического гнезда с вершиной хлеб «пищевой продукт, выпекаемый из муки».

Целью статьи является выявление и описание семантических особенностей фразеологических единиц с компонентами - номинациями пищевых продуктов (хлеб, соль), которые представляют собой ключевые концептуальные доминанты пищевого кода в языковой картине мира, формируют устойчивое единство и покрывают объемное семантическое поле. Анализ фразеологизмов с данными компонентами позволяет выявить оригинальные ассоциации, а также важные для носителей языка свойства хлеба и соли. Эти свойства переосмысливаются носителями языка и приобретают роли символов, что становится основой для формирования фразеологизмов.

Материалом статьи послужили фразеологические единицы различных типов, включая пословицы и поговорки, которые были извлечены методом сплошной выборки из различных словарей: русского литературного языка, словарей народных говоров, а также вебсайтов, форумов, отражающих разговорную речь носителей языка. В качестве основного использовался структурно-описательный метод, а также применялись методы семантического и компонентного анализа.

В статье выявлены и описаны единицы, которые отражают важность хлеба и соли как символа гостеприимства, доверия, дружбы, благодарности, благословения, взаимности как в дружеских, так и во враждебных отношениях, а также те, в которых единство хлеба и соли мыслится как нечто важное, ценное, первостепенное, является объектом почитания и сакрализации. Отмечено, что единство хлеба и соли, представляя собой культурологически и духовно значимую ценность, является многомерным и многофункциональным символом.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при проведении занятий по лексикологии русского языка, межкультурной коммуникации, при разработке курсов, связанных с изучением фразеологизмов русского языка, при написании выпускных квалификационных работ, а также научных статей.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (57) (2025)
Автор(ы): Алешина Анна Андреевна
Сохранить в закладках
КОСМИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКУЛЬПТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ) (2024)

Одной из приоритетных задач государства на современном этапе является укрепление национальной гражданской идентичности, выступающей значимым фактором обеспечения социальной стабильности. Важная роль при решении этой задачи принадлежит монументальному искусству, прежде всего, тем его памятникам, в которых запечатлены славные страницы истории Отечества. Исходя из этого, целью статьи было определено раскрытие идейно-символического содержания четырех скульптурных композиций Москвы и Подмосковья, посвященных теме освоения космоса, а также их сравнительный анализ. В качестве основных методов использовались различные виды анализа - сравнительно-исторический, культурологический, эстетический, а также принципы и правила герменевтики. В результате было выявлено как общее, присущее всем памятникам, так и индивидуально-особенное, отличающее их друг от друга. Первое состоит в романтически окрашенной динамичности, устремленности вперед и вверх, символизирующей не только идею социального и научно-технического прогресса, но также выражающей мотив неуклонного личностного роста. Второе манифестируется в различных акцентах: технократическом, космополитическом и гуманистическом. В целом изученные монументы не просто украшают городскую среду, а благодаря богатству опредмеченных в них смыслов обладают большим воспитательным потенциалом, пробуждая у реципиента не только чувство гордости за свою страну, но и побуждая к активной созидательной деятельности на благо Отечества, к постоянному личностному саморазвитию. Практическое значение полученных результатов связано с возможностью их использования как в ходе патриотического воспитания в учебных заведениях разного уровня, так и в преподавании новой вузовской дисциплины «Основы российской государственности».

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (153) (2024)
Автор(ы): КИРИЧЕК АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, ХОДИКОВА НИНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
ЦВЕТОСИМВОЛИКА В БЛАЗОНИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГЕРАЛЬДИКИ (ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ) (2024)

Целью статьи является исследование семантики и роли хромосимволики в словесном описании национальной геральдики, а её актуальность обусловлена сегодняшней тенденцией к росту числа независимых государств, обладающих собственными национальными символами.

В задачи исследования входит определение семиотической специфики хромосимвола, установление мотивирующих этот символ предметных прототипов и выявление новых понятий и идеалов, символизируемых в современной национальной геральдике с помощью цвета.

Исследование проведено на материале государственных гербов стран, объединенных общностью языка блазонирования, с использованием методики анализа хромообразов.

Установлено, что в цветосимволике выделяются два типа семиотических единиц: символы, у которых образ отправляет к какому-либо природному эталону цвета, мотивирующему цвет, и символы, у которых связь планов выражения и содержания семиотического образования оказывается конвенциональной и обусловленной исключительно культурной традицией.

В большинстве случаев появление в национальной геральдике того или иного цвета или оттенка последнего определяется вкусовыми предпочтениями составителя герба, однако иногда символическое значение цвета в блазоне оговаривается эксплицитно.

План содержания цветосимволов, получающих в государственной геральдике эксплицитное толкование, представлен как конкретными предметами, выступающими здесь как прототипы, мотивирующие символ, так и понятиями того или иного уровня абстракции, причем связь этих понятий с цветом образно никак не мотивирована и обусловлена исключительно культурными традициями.

Средневековый список мирских и христианских добродетелей, к которым отправляют основные геральдические цвета, в государственной геральдике сегодняшнего дня дополняется современными понятиями и идеалами. В то же самое время чернь как символ печали и траура в государственной геральдике не появляется, а в исследованной национальной геральдике отсутствует пурпур.

Результаты исследования приводят к заключению, что в цветосимволике отражается национально-культурная и языковая специфика стран-обладателей государственного герба.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Воркачев Сергей Григорьевич, ВОРКАЧЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
«Реквием» Мечислава Вайнберга. В диалоге с жанровым каноном (2024)

«Реквием» Мечислава (Моисея) Вайнберга соч. 96 для сопрано соло, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра на стихи Дмитрия Кедрина, Федерико Гарсиа Лорки, Сары Тисдейл, Мунетоси Фукагавы, Михаила Дудина и Редьярда Киплинга – масштабное кантатно-ораториальное сочинение, в котором сосредоточены основные черты вокально-симфонического стиля композитора. При жизни Вайнберга оно не исполнялось, предметом музыковедческих исследований не становилось. Автор статьи анализирует структуру, основной тематический материал, систему лейтмотивов и семантику сочинения, рассматривая его в контексте классико-романтической музыкальной традиции бытования жанра реквиема.

Издание: ИСКУССТВО МУЗЫКИ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
Выпуск: №30 (2024)
Автор(ы): Богданова Екатерина Дмитриевна
Сохранить в закладках
СОЛЯРНЫЕ СИМВОЛЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КОРРЕЛЯЦИИ И ПОИСКА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (2024)

В статье предпринята попытка выявить закономерности между символическим изображением солнца и современными астрономическими знаниями. Символическое изображение солнца (солярный символ) имеет длительную историю. Наблюдение за Солнцем было вызвано повседневной, жизненной необходимостью существования первых человеческих цивилизаций, которые были по преимуществу земледельческими. С календарной обрядностью, культами луны и солнца были также связаны древнейшие религиозные системы. Солярную символику можно увидеть и в средневековых артефактах, графических изображениях нового и новейшего времени. Схематичность и абстрактный характер солярных символов, очевидно, мешает их объяснению и точной интерпретации. В результате, проблема поиска «скрытых» смыслов в солярных символах их истолкование с позиций новых естественнонаучных открытий и наблюдений продолжает оставаться во многом нерешенной. По мнению авторов, в древних солярных символах присутствуют «зашифрованные» данные, которые были выявлены лишь в современный период астрономических наблюдений. Так, в солярной символике различных культур можно найти изображение солнечной Короны, солнечного ветра, пояса Койпера и пр.

Издание: ИСТОРИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Номер 3 (2024)
Автор(ы): Юрченко Степан Анатольевич, Юрченко Дарья Степановна
Сохранить в закладках
СИМВОЛИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ, ОТРАЖЕННЫЕ В СЮЖЕТАХ ВОСЬМИ БЕССМЕРТНЫХ ИЗ ДАОССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА (2025)

В статье раскрывается символическая семантика и религиозные коннотации даосского сюжета Восьми Бессмертных из собрания Государственного Эрмитажа. Изучение даосизма, исконной религии Китая, на сегодняшний день является краеугольным камнем художественного развития страны, а изучение даосского искусства - это исследование истории китайского искусства в целом. Объектом данного исследования является коллекция даосского искусства династий Мин и Цин (1368-1912), хранящаяся в Восточном отделе Эрмитажа. Авторы отмечают особенности исторического развития сюжета Восьми Бессмертных в даосизме и других даосских божеств, анализируют эстетическую ценность и религиозно-философское значение этого явления на примерах произведений из художественной коллекции крупнейшего музея. Цель исследования - определить символическую семантику, лежащую в основе образа Восьми Бессмертных, и раскрыть его религиозно-философские идеи. В данном исследовании используется междисциплинарная методология исследования, включающая в себя: разбор основных концепций даосизма, анализ предметов изобразительного искусства и их семиотическое наполнение. Глубокие исследования в области древней даосской культуры начались сравнительно недавно как в Китае, так и в России. Данное исследование анализирует тему с семиотической точки зрения, проясняет идеологические коннотации образа Восьми Бессмертных в художественной коллекции Эрмитажа, восполняет пробелы в подходе к вопросу прочтения древнего наследия и вдохновляет на развитие даосских идей в современном искусстве. В статье делается вывод, что произведения искусства, связанные с темой Восьми Бессмертных, несут религиозную идею терпимости и благожелательного отношения к миру. Умение искусно оперировать большим количеством символов делает сюжет ярким и выразительным, художественно ценным, а идея общности богов и смертных является одной из причин привлекательности образа Восьми Бессмертных.

Издание: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Шэн Миньчжи, Робинов Олег Юрьевич
Сохранить в закладках
БАМБУК КАК АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ФЛЕЙТОВОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ (2025)

В данной статье автором предпринята попытка обоснования значимости исследования эргологических концепций традиционного инструментализма. Так, традиционный музыкальный инструментарий, являющий собой материальный памятник культуры, одновременно представляет воплощение духовных воззрений общества. Не только сам инструмент, темброво-звуковые его особенности и исполняемая на нем музыка, но также и материал, из которого он изготовлен - имеют глубокое символическое значение. В частности, опираясь на исторический и структурный методы исследования, автор обращается к китайской бамбуковой флейте как к историко-культурному символу Китая, главным образом сосредотачиваясь на символическом значении бамбука как архетипическом образе китайской культуры. Осознание исследователем важности изучения эргологических (материала и способов изготовления) концепций традиционного инструментализма обеспечивает ориентацию вектора исследования в направлении целостного, системного, многоуровневого изучения феномена флейтового исполнительского искусства Китая. Глубоко укорененный в сознании китайский флейтистов (в том числе и композиторов) символ оказывает мощнейшее влияние как на восприятие самого музыкального инструмента (в особенности европейской флейты), так и на отношение к тембру, артикуляцию, звукоизобразительные композиторские техники и др. Иными словами, подобное восприятие флейты и исполняемой на нем музыки может быть истолковано нами как проявление этнического сознания музыкантов. В более широкой перспективе, эти данные способствуют глубокому пониманию специфики процесса интеграции флейты западного образца в художественное пространство китайского флейтового искусства и ее переосмысления.

Издание: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Ян И
Сохранить в закладках