ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (2025)

Статья поднимает вопрос обучения иностранных граждан русскому языку как иностранному в вузах России. В исследовании определяются цели и задачи обучения русскому языку как иностранному, обозначаются наиболее распространенные методики, применяемые на занятиях. Подчеркивается, что в последнее время возросло значение текстообразующего подхода при обучении иностранных граждан русскому языку. Утверждается важная роль текста в процессе обучения русскому языку как иностранному. Отмечается, что текстообразующий подход выделяет текст как основную единицу обучения, что работа с текстом способствует формированию и развитию навыков всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), а также развивает грамматические навыки, повышает мотивацию обучения. Анализируются интерпретации понятия «текст», определяется роль текста в системе обучения русскому языку как иностранному. Большое внимание уделяется исследованию работы с научными и профессионально ориентированными текстами, что обусловлено особой направленностью названных типов текстов, способствующих формированию теоретической базы понятий, интеграции значения всех языковых единиц, развитию творческих и познавательных способностей иностранных обучающихся. Приводится пример комплексной работы с профессионально ориентированным текстом. Систематизируются основные виды заданий, выполняемых при работе с текстом. Резюмируется, что работа с текстом формирует общепрофессиональные и универсальные компетенции, способствует выработке использования профессионально значимой лексики и терминологии в процессе коммуникации.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 8 № 1 (2025)
Автор(ы): Кузнецова Юлия Николаевна
Сохранить в закладках
СЕМАНТИЧЕСКИЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ МИКРОМИРА В ФИЗИЧЕСКИХ И АСТРОНОМИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ (2025)

Введение. Статья посвящена проблеме изучения семантического пространства текстов по физике и астрономии с помощью компьютерных технологий. Цель статьи заключается в: 1) определении семантических расстояний между ключевыми понятиями микромира в физических и астрономических учебных текстах; 2) построении графов, визуализирующих семантические пространства этих текстов, и их сравнении.

Материалы и методы. Для анализа использовались тексты по физике и астрономии из школьных и вузовских учебников, а также статьи Википедии (всего более 100 тысяч слов). Обработка текста и вычисление косинусной меры близости понятий осуществлялись с помощью компьютерных программ, написанных в ABCPascal и электронных таблиц Excel; для построения графов использовался онлайн-ресурс Интернета. Результаты исследования. Получены два файла с текстами по физике и астрономии, выявлены ключевые понятия физики микромира, и для них определены косинусные меры близости и семантические расстояния. Построены графы, вершины которых соответствуют понятиям, а ребра характеризуют смысловые связи между ними. В результате их сравнения обнаружено, что семантические связи между ключевыми понятиями в физических и астрономических текстах имеют принципиальные различия. Для каждого текста может быть вычислена средняя косинусная близость некоторого понятия (например, «атом») c ключевыми понятиями «электрон», «протон», «нейтрон», «ядро» и т. д.; она является одной из характеристик учебного текста.

Заключение. Предложенный метод позволяет получить объективные оценки степени близости ключевых понятий в учебных текстах, изучить и сравнить семантические пространства.

Издание: ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 19 № 1 (57) (2025)
Автор(ы): Майер Роберт Валерьевич
Сохранить в закладках
ФУНКЦИИ АНТОНИМОВ В ТЕКСТАХ МАРИЙСКИХ МОЛИТВ (2024)

Введение. Как содержательный, структурный и стилистический компонент текста, контраст отражает особенности мировосприятия, познания и оценки явлений окружающей действительности. Противопоставление эксплицирует языковую картину мира. В организации приемов противопоставления важнейшую роль играют антонимы. В марийском языкознании отсутствуют специальные исследования, посвященные теме антонимии, нет и словарей антонимов. Все это обусловливает актуальность данной темы. Цель работы - выявление и описание функций антонимов в текстах марийских молитв. Методы и материал исследования. В качестве объектов анализа привлечены тексты молитв марийской этнической религии из опубликованных источников, фондов Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, Национального корпуса марийского языка. В работе использовался описательно-аналитический метод, контекстологический и семантико-стилистический анализ, метод семантических оппозиций. Результаты исследования, обсуждения. В марийских молитвенных текстах антонимы выполняют функцию резкого противопоставления. Простая (одночленная), многочленная и развернутая антитеза, а также узуальная и окказиональная антитеза экспрессивно выделяют слова, словосочетания, находящиеся в антонимических отношениях. Простая антитеза в сакральных текстах реализует свой семантико-стилистический потенциал на уровне предложения. Многочленная антитеза несет значительную смысловую нагрузку на уровне сложного синтаксического целого и текста, участвует в организации его структуры. Использование антонимов в текстах молитв имеет концептуальную смысловую нагрузку противопоставления злого и доброго начал.

Заключение. Антитеза в марийских сакральных текстах указывает на резко противоположные социальные явления, используется при контрастном изображении природных явлений, а также выражает значение обобщения, постоянства явлений, действия во времени. Прием резкого противопоставления указывает на оценочность и эмоциональность высказывания, создает яркие образы.

Издание: ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 18 № 1 (53) (2024)
Автор(ы): Абукаева Любовь Алексеевна, Митрускова Анжелика Ананьевна, Чемышев Андрей Валерьевич
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ РАЗНЫХ ТИПОВ РЕЧИ (2024)

Цель настоящей статьи - рассмотреть основные понятия логики как теоретическую основу работы по развитию логического мышления обучающихся в процессе анализа текстов различных функционально-смысловых типов речи, предоставить основные сведения о видах логических ошибок и причинах их появления в творческих работах обучающихся. Во введении раскрываются задачи, реализующие цели исследования: определить содержание понятий «логика», «логическое мышление», «законы логики»; дать краткие сведения о возникновении логики как науки и ее развитии в трудах европейских и отечественных ученых; раскрыть роль педагогической науки в работе по развитию логического мышления обучающихся и ее связь с логикой, психологией, языкознанием и методикой преподавания русского языка; определить значение текста как основной дидактической единицы при ознакомлении обучающихся с основными понятиями и законами логики. В основной части содержится определение текста и его признаков как дидактической единицы, используемой в работе по развитию логического мышления обучающихся. На материале текста раскрываются формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение, доказательства), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) и приемы мыслительной деятельности в процессе создания текстов различных функционально-смысловых типов речи. Особое внимание уделяется видам логических ошибок как нарушениям общих логических законов, раскрываются причины их появления в сочинениях и изложениях обучающихся и предлагаются приемы их отличия от фактических ошибок. Результаты проведенного исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях; нашли отражение в научно-методических статьях и монографиях авторов, учебно-методических пособиях и рабочих программах учебных дисциплин. В статье приводятся сведения о внедрении результатов исследования в образовательный процесс школ Республики Марий Эл и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Марийский государственный университет». В заключении содержатся выводы по результатам проведенного исследования, рассматривается значение работы над развитием логического мышления обучающихся в процессе изучения других учебных дисциплин.

Издание: ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 18 № 4 (56) (2024)
Автор(ы): Арефьева Светлана Александровна, Арефьева Олеся Викторовна
Сохранить в закладках
ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ БИБЛИОТЕКИ В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ (2024)

Статья посвящена анализу роли института библиотеки в сохранении, распространении и развитии национальных языков. Автор предпринял попытку ретроспективного, компаративного, аксиологического анализа изменения образа библиотеки в соответствии с культурными особенностями различных эпох. Основное внимание было направлено на выявление лингвокультурных особенностей библиотечных текстов. Выявлено и обосновано, что на древнем Востоке библиотека выполняла роль сакрализованного архива текстов преимущественно на древнешумерском и ассирийском языках. Лингвистические тексты древневосточных библиотек соединяли сакральные смыслы и повседневную жизнь. В античности на первый план вышел живой диалог, диалектическое развитие мысли, поэтому библиотека стала местом для диспутов. В библиотеках Александрии, Пергама, частных коллекциях хранились свитки на разных языках, однако многие из них профессионально переводились на греческий. В средневековой культуре библиотека стала библиотекой одной книги, Библии, которая переписывалась на греческом и латинском языках. В позднем Средневековье в библиотеках появились книги на народных языках, что способствовало развитию последних. В Новое время библиотека становится способом просвещения и массового распространения национальных литературных языков. В информационную эпоху библиотека приобретает глобальные черты «вселенской библиотеки», происходит стирание границ виртуального и реального пространства библиотеки. Современная библиотека обрастает множеством функций: обеспечивает информацией пользователей, является местом для проведения различных просветительских мероприятий, образовательных игр. В современной России институт библиотеки играет огромную роль в сохранении языков малых народов нашей страны. Таким образом, библиотеки во все эпохи играют важную роль в формировании, сохранении, распространении и развитии национальных языков.

Издание: ЯЗЫК И ТЕКСТ
Выпуск: Т. 11 № 1 (2024)
Автор(ы): СИМОНОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
"КАФКИАНСКИЙ ТЕКСТ" В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ. ЧАСТЬ 1 (2024)

Спустя сто лет после смерти Кафка превратился из писателя в образ, к которому продолжают обращаться интеллектуалы, литераторы и философы. Более того, в обиход вошло слово «кафкианский», отсылающее не к самому Кафке, и даже не к его книгам, а, скорее, к нашему личному страху перед непонятным и абсурдным. Кафкианское - это немыслимые и бредовые ситуации, происходящие наяву. Мы как исследователи и как философы исследуем сущность кафкианского через обращение к текстам, или, скорее, к Тексту - к «Кафкианскому тексту». Задача данной статьи - проанализировать произведения Кафки, их интерпретации, способы прочтения, которые создали кафкианское.

Издание: KOINON
Выпуск: Т. 4 № 4 (2024)
Автор(ы): Каширин Антон Романович
Сохранить в закладках
Игровое поле текста в художественной практике «последнего авангардиста» Сергея Маслова (2024)

В статье исследуются формы и функции текста в художественной практике представителя актуального искусства в Казахстане С. Н. Маслова (1952–2002). Текстоцентричность и литературоцентричность как универсальные свойства позднесоветской и постсоветской визуальной культуры впервые анализируются на текстовом материале представителя художественного поставангарда в Казахстане. Тексты, производимые казахстанским автором в различных модификациях актуального искусства, были хронологически разными: они появлялись до, во время и после создания визуального образа. Выделяется такая форма творчества Маслова, как создание не столько произведения-результата, сколько произведения-процесса, с обязательным авторским манипулированием текстом в пространстве и времени, когда художественная практика превращается на глазах зрителей (читателей) в многослойную игру. В качестве результата исследования представлено, как Маслову удалось уловить и передать посредством текста, который он вплетал в сюжет своих художественных акций, главное в деталях постсоветского существования и быта, а потом и трансформировать их в эстетику абсурда. Показано, что одним из способов реализации этого стало использование эстетики массмедийных форм текста: традиционного письма, бюрократической инструкции и гороскопа, а также формы фантастического романа. Арт-практика С. Н. Маслова отразила свойственный ему хронологически ограниченный литературо-центризм с одновременным выходом художника в своих последних текстовых работах на особенности современной дигитальной арт-среды.

Издание: Шаги / Steps
Выпуск: Том 10, №3 (2024)
Автор(ы): Гиздатов Газинур Габдуллович
Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА" В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (2023)

В статье рассматривается специфика подходов к совершенствованию читательских умений обучающихся основной школы при изучении учебного предмета «Литература»: названы основные виды умений, составляющих основу читательской грамотности, кратко охарактеризованы некоторые приемы организации учебной деятельности, способствующие их развитию, приведены примеры заданий, создающих условия для совершенствования умений школьников работать с информацией.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 2 (21) (2023)
Автор(ы): Парамзина Наталья Николаевна
Сохранить в закладках
КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (2023)

В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам различных исследований; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 2 (21) (2023)
Автор(ы): Мерзлякова Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ (2023)

В статье рассматривается специфика организации подходов к развитию читательской грамотности обучающихся основной школы на уроках литературы: указаны основные виды читательских дефицитов школьников, обозначены читательские умения, развитие которых должно обеспечиваться посредством применения в образовательном пространстве определенных технологий, приемов обучения, кратко охарактеризованы некоторые стратегии чтения.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1 (20) (2023)
Автор(ы): Парамзина Наталья Николаевна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (2023)

В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам общероссийского исследования «Оценка по модели PISA»; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1 (20) (2023)
Автор(ы): Мерзлякова Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (2024)

В статье рассматриваются вопросы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе текстов из открытого банка заданий (ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»).

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 2 (23) (2024)
Автор(ы): Мерзлякова Наталья Владимировна, Парамзина Наталья Николаевна
Сохранить в закладках