В данной статье представлен анализ особенностей употребления термина «Глобальный Юг» в дискурсе БРИКС. Цель исследования заключается в оценке возможности формирования единого подхода к концепции «Глобального Юга» в рамках БРИКС.
В исследовании используются метод оценки эффективности дискурса, разработанный ученым Академии общественных наук КНР Юэ Шэнсуном, а также элементы дискурс-анализа и историко-генетического метода. Метод Юэ Шэнсуна позволяет моделировать процесс конкуренции государства-лидера и возвышающихся держав в дискурсивной системе. Применение означенного метода обусловлено необходимостью выявить потенциал стран БРИКС в качестве новых акторов в концептуализации «Глобального Юга». Элементы дискурс-анализа проявляются в определении подходов стран БРИКС к Глобальному Югу на базе текстов деклараций по итогам саммитов объединения. Историко-генетический метод используется для выявления причин появления новых интерпретаций понятия «Глобальный Юг» в исторической перспективе. В результате проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время единый подход стран БРИКС к определению «Глобального Юга» еще не сформирован. Страны объединения БРИКС предлагают различные варианты его концептуализации. В статье выделяются три основных подхода к интерпретации понятия «Глобальный Юг». Воспроизводство термина в дискурсе БРИКС будет зависеть от политической воли Бразилии, Индии и ЮАР, заинтересованных в актуализации повестки «Глобального Юга», согласования общей позиции стран объединения по конкретизации содержания указанной повестки для ее дальнейшего международного продвижения от имени объединения.
Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как исторические этапы формирования Б Р И К С и их влияние на структуру объединения, динамика номинального В В П стран-участниц и распределение экономических ресурсов, а также особенности демографической ситуации государств блока. Важное место уделяется анализу возможностей и рисков экономической интеграции, перспективам создания зоны свободной торговли и общей валюты для укрепления суверенитета. Применяется финансовое моделирование для долгосрочного прогноза совокупного и подушевого В В П до 2075 года с учётом цикличности кризисов и демографических изменений. Исследуются внутренние противоречия и факторы синергии между странами Б Р И К С, формирующие стратегический потенциал альянса, а также влияние ресурсной обеспеченности и актуальных макроэкономических трендов на устойчивость развития блока. В качестве методологии исследования использованы методы системного анализа, сравнительной статистики и финансового моделирования для оценки долгосрочной динамики В В П и демографических изменений в странах Б Р И К С на основе актуальных макроэкономических данных из Всемирного банка и исторических трендов. Новизна исследования заключается в разработке комплексной модели прогнозирования экономического роста и уровня благосостояния стран Б Р И К С до 2075 года с учётом макроэкономических, демографических и ресурсных факторов. В отличие от предыдущих работ, исследование акцентирует внимание не только на теоретических аспектах интеграции, но и на количественном моделировании влияния кризисных циклов, внутренних противоречий и потенциальной синергии между участниками блока. Представлены обоснованные сценарии создания зоны свободной торговли и наднациональной валютной системы как механизмов укрепления экономического суверенитета. Выводы исследования подтверждают, что при сохранении положительной динамики развития и усилении координации политик, страны Б Р И К С смогут достичь подушевого В В П, сопоставимого с уровнем развитых европейских государств средней величины. Кроме того, автор подчёркивает важность институционального доверия, управления рисками и стратегического партнёрства как условий успешной интеграции. Полученные результаты могут служить практической основой для выработки решений в области долгосрочной макроэкономической политики и международного сотрудничества
В статье анализируется уровень отношений между Россией и Китаем. На современном этапе объединяющим интересом двух держав является геополитическое противостояние однополярному миру во главе с США. В противовес странам коллективного Запада Россия и Китай продвигают принципы многополярного мирового устройства и углубляют сотрудничество в разных форматах.
Сегодня мир переживает трансформацию системы международных отношений и пересмотр глобальных «правил игры». Переход от однополярного мира к многополярному сопряжен с падением статуса и роли США в мировой политике, что делает их ключевыми противниками происходящих процессов. В качестве основного инструмента своей внешней политики Америка использует санкции, стремясь интегрировать в санкционную риторику как можно больше стран. В то же время в мире наблюдается раскол санкционных коалиций и несогласие мировых игроков с иррациональной политикой США, что стимулирует дальнейшее развитие альтернативных проектов, таких как БРИКС. Помимо меняющейся внешней конъюнктуры важно отметить неэффективность санкций как инструмента давления. Ярким примером является Исламская Республика Иран, сумевшая выстоять под их натиском и обеспечить развитие страны. Автор описывает иранский опыт борьбы с санкционным давлением, в частности — к ак использовать элементы программы экономики сопротивления.
Сегодня многополярный мир становится реальностью. С ростом влияния государства — члены БРИКС берут на себя все больше обязательств развивающихся стран и переходят от пассивного реагирования на международные финансовые кризисы к активному формированию нового мирового порядка. После расширения членства БРИКС сталкивается с новыми вызовами и возможностями. Для стран-участниц становится все более важным осмыслить международный экономический и политический порядок и проанализировать собственное положение и способы сотрудничества. В будущем альянс сможет позиционировать себя в качестве лидера Глобального Юга и стать важной платформой для широкомасштабного управления.
В статье анализируется геополитическая ситуация в Латинской Америке и Карибском бассейне (далее — ЛАКБ). Рассматриваются перспективы расширения межгосударственного объединения БРИКС в регионе и преимущества этой организации для страны ЛАКБ. На основе выдвинутых авторами критериев проводится анализ возможных сценариев расширения БРИКС в контексте стратегических интересов РФ на международной арене, определяются направления для наиболее благоприятного сотрудничества и обеспечения интересов России в условиях напряженной политической обстановки и развернутой коллективным Западом гибридной войны против нашей страны. Значение БРИКС повышается в условиях изменения баланса сил в ООН, группах G20 и G7 после начала специальной военной операции РФ. Теоретико-методологической основой работы выступает неореализм, в рамках которого рассматривается и глобальная ситуация в сфере международных отношений, и возможности России для продвижения своих интересов во взаимодействии с различными акторами. Основные используемые методы: ситуационный анализ и анализ документов. Цель статьи заключается в определении стратегических преимуществ для реализации внешнеполитических интересов России в связи с потенциальным расширением БРИКС в Латинской Америке.
Данная статья посвящена всестороннему анализу потенциального влияния создания нового платежного средства странами БРИКС на международную торговлю, экономику и взаимоотношения между странами данного блока. Цель исследования заключается в выявлении возможных изменений в структуре мировой торговли, выяснении влияния на взаимосвязь с налоговыми, таможенными и другими барьерами и определении потенциальных преимуществ для стран — участниц данной инициативы. Методология исследования базируется на комплексном анализе как теоретических, так и практических аспектов взаимосвязи международной торговли и валютных механизмов. Методы, использованные для написания работы, включают обширный анализ статистических данных, примеры из современной экономической практики, а также научные, исторические и новостные публикации за разные периоды времени. Результаты и выводы, к которым приходят исследователи, показывают, что создание нового платежного средства странами БРИКС может привести к значительным сдвигам в структуре международной торговли, что доступно за счет сокращения зависимости от доллара США и стимулирования использования альтернативных валютных механизмов. Кроме этого, сделан вывод о том, что разработка и внедрение нового платежного средства может оказать положительное влияние на упрощение торговых операций за счет улучшения взаимодействия с таможенными барьерами. Это приведет к повышению эффективности международной торговли и сокращению затрат на трансграничные операции. Результаты исследования имеют широкую область применения, что включает международную торговлю, внешнеэкономические отношения, геополитику, политику финансовых рынков и стратегическое планирование экономического развития. Выводы авторов подчеркивают важность создания принципиально новых механизмов валютных расчетов с целью создания инфраструктуры для обеспечения устойчивого и равноправного развития мировой экономики, а также для повышения конкурентоспособности стран-участниц и их интеграции в глобальные экономические процессы.
Арктический регион приобретает все большую геополитическую и экономическую значимость в условиях изменения климата и роста конкуренции за ресурсы. При этом экономические интересы стран БРИКС в Арктике остаются недостаточно изученными, несмотря на растущую вовлеченность государств в развитие региона. Данная статья посвящена анализу наиболее значимых экономических интересов и целей стран БРИКС в Арктике, оценке возможности их достижения, а также выявлению стратегических приоритетов данных стран и потенциала для сотрудничества в регионе. Научная новизна исследования состоит в проведении всестороннего изучения экономических аспектов арктических стратегий стран БРИКС и учитывает как взаимодействие данных стран внутри политического объединения, так и их отношения с другими акторами арктического региона. Исследование основано на сравнительном анализе актуальных арктических стратегий и экономических программ стран БРИКС, а также на данных международных организаций и экспертных оценках. Особое внимание уделено российской стратегии развития Арктической зоны до 2035 г., китайскому проекту «Полярный шелковый путь», нефтегазовым инициативам Бразилии, энергетическим и логистическим интересам Индии, а также потенциалу ЮАР в научном сотрудничестве. Результаты проведенного анализа позволили выявить как общие тенденции, так и специфические национальные приоритеты стран БРИКС в Арктическом регионе. Было установлено, что каждая страна БРИКС имеет уникальные экономические интересы в Арктике: Россия фокусируется на освоении ресурсов и развитии Северного морского пути, Китай — на инвестициях в инфраструктуру и логистику, Бразилия и ЮАР — на научном сотрудничестве и климатических исследованиях, Индия — на энергетической безопасности и технологическом партнерстве. Полученные результаты отражают актуальные точки пересечения стран БРИКС в вопросах экономического развития арктического региона, при этом подчеркивая разнонаправленность интересов стран БРИКС в Арктике при наличии потенциала для кооперации. Дальнейшая работа должна быть направлена на изучение механизмов координации между странами БРИКС в условиях усиления конкуренции с традиционными арктическими державами.
В статье рассматриваются ключевые особенности российско-китайского сотрудничества в области безопасности в условиях становления полицентричного мирового порядка. На фоне усиления международной нестабильности и роста глобальных угроз взаимодействие между Россией и Китаем приобретает всё большее значение, становясь основным фактором обеспечения устойчивости и безопасности как на региональном, так и на глобальном уровнях. Особое внимание уделяется политическому взаимному доверию как основе стабильности и безопасности, а также многоаспектному взаимодействию в таких сферах, как экономическая, энергетическая, продовольственная и военная безопасность. Российско-китайское сотрудничество сталкивается с рядом вызовов, включая международное давление, вызванное гегемонистскими устремлениями ряда западных стран, ухудшение глобальной безопасности и экономическое неравенство между Россией и Китаем. Кроме того, различия в региональных интересах двух стран в таких регионах, как Центральная Азия, Восточная Азия и Южная Азия, могут осложнить совместные усилия по решению ключевых глобальных и региональных вопросов.
Введение. В июне 2025 г. в России проведен первый семинар высокого уровня по деполитизированному сотрудничеству в уголовно-правовой сфере для государств – членов и партнеров БРИКС. Статья основана на докладе автора и его обсуждении, а также других ключевых результатах семинара, содержит инвентаризацию имеющихся решений по преодолению текущего неприемлемого положения дел в данной области.
Материалы и методы. В статье исследуются соответствующие международные договоры, национальные законы и правила, законопроекты. В качестве источников используются также прецедентная практика международных судов, национальная и иностранная судебная практика, правоприменительная практика межгосударственных, национальных и иностранных правоохранительных и судебных органов, а также научная литература. Методологическую основу исследования составили формально-юридический и сравнительно-правовой методы, методы системно-структурного анализа и синтеза социально-правовых явлений.
Результаты исследования. Влияние глобальной политики на международное сотрудничество судебных, полицейских и других правоохранительных органов, подразделений финансовой разведки представляет собой объективный факт. Вместе с тем национальное законодательство о «недружественных государствах» само по себе не касается сферы межгосударственного сотрудничества по уголовным делам. Вопрос состоит в том, является ли указанное влияние разумным и (или) правомерным по международному праву. В настоящее время по основным пунктам рассматриваемого предмета на этот вопрос приходится отвечать отрицательно, поскольку отказы во взаимной помощи в основном противоречат международно-правовым обязательствам отказывающих стран, нарушая принцип «pacta sunt servanda», и во многих случаях – здравому смыслу. В статье эти политические отказы распределяются по категориям и затем проводится анализ каждой из них. Они представляют собой (нечастые) прямые политические отказы в помощи; отказы, закамуфлированные под правочеловеческое прикрытие, с обвинениями России в том, что она более не является участницей Европейской конвенции по правам человека и Европейского Суда по правам человека; явление «гостинга» (одностороннего прекращения коммуникации без объяснений). Особняком стоят деструктивный подход Швейцарии с ее судебной «дымовой завесой» и избирательный – со стороны США и Канады. Описанный в публикации общий ущерб различным сферам жизнедеятельности трудно переоценить.
Обсуждение и заключение. В публикации содержится инвентаризация перспектив и всех имеющихся решений, таких как проявление взаимности, различные мирные средства разрешения споров, передача спора в Международный Суд, приводится его прецедентная практика в отношении судебно-правовой помощи, а также оценивается выполнимость каждой из этих опций. В ней освещаются соответствующие национальные законодательные инициативы, нацеленные на расширение применения принципа «aut dedere aut judicare», блокирование иностранных и международных экстратерриториальных операций по сбору доказательств и оперативной (разведывательной) информации на российской территории, включая электронные доказательства в информационном пространстве, и одновременно на укрепление использования самой Россией экстратерриториальных механизмов в пределах дозволяемого международным правом, в числе иного, в рамках новой Конвенции ООН против киберпреступности и посредством совершенствования использования консульской правовой помощи с применением видео-конференц-связи. В то же время российский главный центральный орган по вопросам правовой помощи по уголовным делам выступает против какого-либо демонтажа существующей договорной базы, прекращения или приостановления действия двусторонних и многосторонних антикриминальных и контртеррористических договоров, включая советоевропейские конвенции.
В данной статье исследованы проблемы трудовой инвестиционной миграции в странах БРИКС, разработаны рекомендации, направленные на повышение эффективности регулирования «инвестиционной миграции» в России на основе изучения опыта данных стран. Актуальность данной темы связана с необходимостью решения проблем привлечения инвестиций и высококвалифицированных трудовых ресурсов, используя лучшую практику «инвестиционной миграции», накопленную в странах БРИКС. Для достижения поставленной цели при написании данной статьи использовался комплекс специальных методов, позволивших рассмотреть поднятую проблему системно и последовательно. В процессе работы над статьей автором использовался формально - логический метод на этапе исследования регуляторной практики в области инвестиционной миграции; метод юридической компаративистики, позволивший сравнить особенности миграционной политики различных стран, входящих в БРИКС; метод общения информации на этапе обсуждения поученных результатов; метод сравнения статистических данных на этапе рассмотрения проблем визовой доступности стран в контексте трудовой миграции. Опыт стран БРИКС свидетельствует о высоком потенциале «инвестиционной миграции», о том, что государственное регулирование данной формы миграции в значительной степени расширяет возможности миграционной политики, способствуя повышению качества «человеческого капитала», необходимого для решения политико-экономических задач, стоящих перед Россией.
Современная мировая экономика переживает фундаментальную смену парадигмы: от либерального международного порядка, возглавляемого США, к многополярному порядку, характеризующемуся конкурирующими друг с другом геоэкономическими блоками. Этот сдвиг создает для развивающихся экономик как беспрецедентные возможности, так и системные риски для поиска устойчивых путей роста. В данной статье рассматривается роль БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) как основного институционального механизма для создания альтернативных геоэкономических структур, укрепляющих финансовую безопасность в поддержку устойчивого развития. Используя сочетание междисциплинарного анализа, основанного на историческом контексте, теоретических подходов, заимствованных из международной политической экономии, и анализа современной политики, мы выделяем три основных вопроса, стоящих перед многополярными экономиками: (1) использование финансового оружия и зависимость от доллара, (2) фрагментация глобального управления и (3) асимметричная уязвимость к внешним шокам. Мы предлагаем комплексную политическую концепцию, основанную на трёх столпах: финансовый суверенитет, устойчивые торговые сети и укрепление многосторонних институтов. Общие выводы свидетельствуют о том, что пассивное участие (или интеграция) в существующие системы, ориентированные на Запад, больше не представляется возможным для развивающихся экономик. Устойчивое развитие требует активных стратегий геоэкономической политики, использующих рамки БРИКС+ для диверсификации валют, создания альтернативных механизмов финансирования и разработки скоординированных мер политики. В статье предлагается набор практических мер для политиков в развивающихся многополярных экономиках, а также подчеркивается необходимость стратегической автономии без полного отделения от мирового рынка.