Регулирование корпоративной отчетности ESG по международным стандартам в странах БРИКС (2025)

В статье рассматривается проблематика регулирования корпоративной ESG отчетности по международным стандартам в странах БРИКС. Определяются основные международные соглашения и стандарты, принятые по вопросам корпоративной ESG-отчетности, и анализируются специфика и особенности их реализации на национально-правовом уровне, а также в контексте международного сотрудничества. Рассматриваются особенности и специфика национально-правового регулирования и взаимодействие стран БРИКС в проведении и реализации общих принципов корпоративной ESG-отчетности в контексте повестки устойчивого развития. Сопоставляются положения международного и внутреннего национального права, делается вывод о необходимости унификации стандартов на уровне межгосударственного сотрудничества стран БРИКС, формировании специальных межгосударственных механизмов для координации ESG-отчетности, разработки универсальных стандартов, учитывающих специфику объединения стран БРИКС.

Издание: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
Выпуск: № 3 (127) (2025)
Автор(ы): Соболев Игорь Дмитриевич
Сохранить в закладках
Эколого-правовое обеспечение продовольственной безопасности в государствах БРИКС (2025)

Обеспечение продовольственной безопасности является ключевым направлением сотрудничества БРИКС. Современные экологические угрозы и вызовы обусловливают трансформацию национальных моделей правового регулирования сельскохозяйственной деятельности. В статье раскрыты приоритеты БРИКС в сфере продовольственной безопасности, сделан вывод о необходимости модернизации системы управления продовольственной безопасностью как на национальном, так и на региональном уровне, основанной на управлении климатическими, агроэкологическими и иными рисками. Сформулирована авторская позиция о переходе к модели осуществления эколого-ориентированной сельскохозяйственной деятельности, раскрыто ее содержание, включающее, в частности, производство и оборот органической сельскохозяйственной продукции, а также органических удобрений. Обосновывается, что составной частью правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности в России должны быть нормы, направленные на экологизацию сельского хозяйства, минимизацию воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также на адаптацию сельского хозяйства к климатическим изменениям. Сформулированы направления эколого-правового обеспечения продовольственной безопасности в БРИКС.

Издание: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Воронина Наталья Павловна
Сохранить в закладках
Международное арктическое сотрудничество в эпоху глобальной нестабильности: проблемы и перспективы (2025)

Арктика, которая долгое время рассматривалась как регион, находящийся за рамками международных конфликтов и противоречий, постепенно превращается в объект межгосударственного соперничества. Вместе с тем даже «украинский кризис» 2014 г. и начало специальной военной операции не отменили полностью присущую региону логику взаимовыгодного сотрудничества. Цель настоящей статьи заключается в определении потенциальных направлений для продолжения, а воз- можно, и углубления конструктивного диалога в Арктике. В связи с этим в рамках данной статьи последовательно рассматриваются новейшие тенденции в межгосударственном взаимодействии в таких областях, как: совершенствование международно-правового режима в Арктике, развитие сотрудничества в области энергетики, транспорта, логистики, научных исследований, выработки адекватной климатической стратегии и экологического мониторинга. Авторы заключают, что, хотя деструктивная позиция «коллективного Запада», занятая им в отношении России в Арктике в последние годы, создала немало проблем для развития плодотворного международного сотрудничества в регионе и во многом обесценила концепцию «арктической исключительности», возможности для восстановления конструктивного диалога во всех рассмотренных областях сохраняются. Особую роль в этом процессе может сыграть научная дипломатия. В то же время авторы констатируют, что этот диалог будет развиваться в новых условиях: происходит формирование двух мало пересекающихся сфер международного сотрудничества в Арктике. Одна из них охватывает взаимодействие между странами «коллективного Запада», которое «кристаллизуется» вокруг «ядра» в виде США и НАТО, вторая же включает отношения между Россией и дружественными ей странами Азии (Китай, Вьетнам, Индия, ОАЭ), причем круг этих стран в перспективе может расшириться.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XXV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: Т. 17 № 2 (2025)
Автор(ы): Конышев Валерий Николаевич, Лагутина Мария Львовна, Сергунин Александр Анатольевич
Сохранить в закладках
ШОС и БРИКС в условиях становления многополярного мирового порядка (2024)

2024 год станет этапным для развития как Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), так и БРИКС — уникального переговорного формата стран с быстроразвивающейся экономикой. В этом году в Казани пройдет саммит БРИКС, а Астана уже встретила саммит ШОС, который ознаменовался принятием ряда важных инициатив. Анализ итогов и исторического значения этих встреч на высшем уровне является темой для отдельного исследования, в данной же статье мы посмотрим, в каком состоянии к ним подошли и БРИКС, и ШОС, с какими проблемами они сейчас сталкиваются и какие перспективы перед ними открываются в условиях глобальной перестройки системы мировой политики. В первой части статьи рассмотрены основные этапы формирования и современные тенденции развития ШОС. Автор подчеркивает, что помимо борьбы с традиционными вызовами государства — члены ШОС активно сотрудничают в настоящий момент и в сфере противодействия новым угрозам, связанным в основном с проявлениями сепаратистских настроений, наркоэкспансией, распространением терроризма и исламского экстремизма. В этом контексте страны ШОС особенно внимательно следят за быстро меняющейся обстановкой в Афганистане. Автор заключает, что входящим в ШОС государствам удалось создать солидную договорно-правовую базу и работающие механизмы взаимодействия, в то же время по ряду проблем между ними наблюдаются противоречия, а порой и прямые расхождения. Во второй части выявлены этапы формирования и современные тенденции развития БРИКС. Отмечено, что в последние несколько лет деятельность БРИКС активно расширяется как в количественном отношении — за счет включения в объединение всё новых стран, так и в качественном — благодаря освоению новых форм и направлений сотрудничества. В этой связи особое внимание обращают на себя усилия по запуску новой валюты БРИКС и взаимодействие в рамках Нового банка развития. По мнению автора, саммиты ШОС в Астане и БРИКС в Казани в 2024 г. призваны вывести развитие этих международных структур, с которыми связаны надежды на становление нового, более справедливого мирового порядка, на качественно новый уровень.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XXV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: Т. 16 № 2 (2024)
Автор(ы): Малышев Дмитрий Валерьевич
Сохранить в закладках
Новые стратегические дипломатические отношения между Китаем и Россией: модель для великих держав (2025)

Статья посвящена анализу процесса развития стратегических отношений между Китаем и Россией с акцентом на анализ ключевых документов и заявлений, подписанные главами двух стран в период с 1996 по 2025 год. В ней рассматривается эволюция партнерства между Китаем и Россией, которое прошло путь от первоначального формирования понятия и содержания «стратегичности» до нынешнего «золотого века» «всесторонности», когда обе страны установили образец сотрудничества между великими державами в условиях сложного и изменчивого международного контекста. Эти новые межгосударственные отношения играют ключевую роль в реагировании на вызовы в мировой политике, содействии экономическому сотрудничеству и обеспечении глобальной и региональной безопасности. Статья подчеркивает, что российско-китайские отношения эволюционировали от прагматического взаимодействия в экономической сфере к всеобъемлющему стратегическому партнерству, включающему координацию на международной арене. Теоретической основой выступает реляционная теория мировой политики Цинь Яцина. Также автор использует междисциплинарный подход, опираясь на методы структурного реализма, историко-сравнительный и проблемно-хронологический анализ. Китай и Россия рассматривают друг друга как приоритетных партнеров, что подтверждается ростом двусторонней торговли и совместными усилиями по созданию нового международного порядка, основанного на принципах многополярности и взаимного уважения. В работе выделяются три ключевых периода развития российско-китайского сотрудничества: начальный этап (1996-2006), фаза стремительного роста (2006-2016) и современный “золотой период” всеобъемлющего партнерства (2016-настоящее время). Данное исследование предоставит новый взгляд на роль Китая и России в современных международных отношениях. Статья делает вывод о том, что российско-китайские отношения представляют собой уникальную модель сотрудничества великих держав, основанную на равноправии, доверии и взаимной выгоде. В будущем автор прогнозирует дальнейшее укрепление взаимодействия в политической, экономической и военной сферах, а также усиление координации в рамках международных организаций, таких как ООН, БРИКС и ШОС.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Лю Янь
Сохранить в закладках
Перспективы развития сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилия в сфере зелёной энергетики (2025)

В статье подробно рассматриваются аспекты сотрудничества России и Бразилии в сфере зелёной энергетики. В данном контексте Россия и Бразилия, как страны с обширными территориями и богатыми природными ресурсами, имеют особый потенциал для развития сектора зелёной энергетики как в рамках энергетической политики каждой страны отдельно, так и в двустороннем сотрудничестве. Обе страны расширяют возможности использования различных видов возобновляемых источников энергии, и поэтому сотрудничество между этими двумя государствами может стать важным фактором для продвижения этого направления в общемировых реалиях. Страны активно укрепляют сотрудничество и по линии БРИКС, ведь одной из актуальных тем на повестке дня объединения является как раз сотрудничество в сфере зелёной энергетики и экономики. Партнёрство двух стран не только способствует достижению углеродной нейтральности, но также создает благоприятные условия для дальнейшего экономического роста. Главным методом исследования выступает системный анализ, который раскрывает составные компоненты политики сотрудничества стран в сфере зелёной энергетики, отдельно рассматриваются зелёные энергетические системы России и Бразилии. Также использован геоэкономический подход для выявления зависимостей развития низкоуглеродных рынков России и Бразилии от общей повестки дня такого объединения, как БРИКС. Научная новизна исследования заключается в обширном анализе сотрудничества РФ и Бразилии в сфере зелёных инициатив, среди которых создание низкоуглеродных рынков, использование возобновляемых источников энергии, а также продвижение климатических и углеродно-нейтральных инициатив двух государств по линии БРИКС. В статье рассматривается данный аспект сотрудничества двух стран, поскольку при анализе энергетического сотрудничества России и Бразилии исследователи чаще концентрируются на углеродных энергетических ресурсах. Обе страны укрепляют сотрудничество в области зелёных инноваций, создают совместные проекты в сфере атомной и водородной энергетики и способствуют устойчивому развитию двух стран. Страны активно укрепляют сотрудничество и по линии БРИКС, ведь одной из актуальных тем на повестке дня объединения является как раз сотрудничество в сфере зелёной энергетики и экономики. Партнёрство двух стран не только способствует достижению углеродной нейтральности, но также создает благоприятные условия для дальнейшего экономического роста.

Издание: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Тихомирова Карина Сергеевна, Ручина Валерия Михайловна
Сохранить в закладках
ПРОСТУПАЮЩИЕ КОНТУРЫ НОВОГО МИРА: ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ РОССИИ (2024)

Сопоставляются современные концепции сущностных оснований формирующегося миропорядка. Анализируются вопросы исторической эволюции мироустройства. Отмечается, что заметной тенденцией современного мирового развития является укрепление возможностей стран, представляющих феномен мирового большинства, выделяются его противоречивые особенности. Раскрываются роль России как составной части мирового большинства, возможности БРИКС как перспективной переговорной платформы стран данного геополитического пространства. Обосновываются цивилизационный подход в объяснении кризиса миропорядка и стратегические нарративы России, направленные на достижение полифонического мира.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Огнева Валентиновна Васильевна, Харитонова Наталья Ивановна
Сохранить в закладках
Перспективы привлечения иностранной рабочей силы на российский рынок труда (2025)

В современных условиях кадрового голода на отечественном рынке труда для большинства российских компаний актуальной является задача кадрового обеспечения. Одно из направлений решения проблемы – привлечение иностранной рабочей силы. В данной статье проведен анализ рынка труда дружественных стран-доноров рабочей силы для отечественного рынка труда, в частности, стран, входящих в экономические объединения БРИКС и ЕАЭС. В качестве основных показателей для сравнения были определены численность населения, численность рабочей силы, численность занятого населения, уровень его участия в рабочей силе, уровень занятости населения, уровень безработицы, процент квалифицированных работников. Авторами определены основные показатели рынка труда, оказывающие наибольшее влияние на перспективность и целесообразность привлечения иностранных работников из стран-доноров рабочей силы: численность безработных в разрезе квалификационных уровней, средний уровень заработной платы, степень владения русским языком, необходимость оформления разрешительных документов для работы в России. Предложены критерии выбора наиболее перспективных стран с точки зрения привлечения рабочей силы различных уровней квалификации на российский рынок труда.

Издание: НАУКА И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ / ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): СЕДОВА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА, Уколов Сергей А.
Сохранить в закладках
ЦИФРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАН БРИКС В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (2025)

Автором раскрыт уровень развитости цифрового потенциала стран БРИКС в условиях цифровой трансформации мировой экономики. Целью статьи является проведение сопоставительного анализа рейтинга Индекса сетевой готовности (Networked Readiness Index 2024), обладающего наибольшей определенностью комплексных показателей для сравнения уровней развитости цифрового потенциала стран БРИКС и стран G7. В статье раскрыто содержание трактовки понятий «цифровой потенциал» и «цифровая трансформация». Определено значение Индекса сетевой готовности для государственного и частного секторов, характеризующего уровень развития наиболее важных контрольных показателей цифрового потенциала стран мирового сообщества. Проведена совокупная средневзвешенная оценка «Индекса сравнения» стран - участниц БРИКС и G7 в единых экономических системах объединений и выявлено соотношение уровней развитости цифрового потенциала БРИКС и G7. Автор использовал метод анализа научных трудов и метод анализа статистических данных, методы системного и сравнительного анализа и математические методы. Доказано, что цифровой потенциал стран БРИКС ниже, чем у развитых стран Большой семерки. Оценка параметров развитости цифровой инфраструктуры и ее доступности; параметров защиты серверных систем, прав интеллектуальной собственности; параметров развитости инновационной, регуляторной, правовой, деловой среды в условиях цифровой трансформации мировой экономики; параметров безопасности функционирования цифровой среды; параметров экономического социального воздействия цифровых технологий; параметров восприятия цифровых технологий обществом показала существенное превосходство развитости цифрового потенциала единой экономической системы объединения G7 над развитостью цифрового потенциала единой экономической системы БРИКС. Цифровая трансформация мировой экономики способствует изменению условий функционирования хозяйственной системы интеграционного объединения БРИКС и открывает новые возможности развивающимся странам для развития своего цифрового потенциала при условии реализации комплекса мер государственной поддержки и гармонизации форматов экономического взаимодействия с другими развивающимися странами.

Издание: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Фадеева Инна Авенировна
Сохранить в закладках
Сотрудничество в рамках БРИКС с целью обеспечения национальной экономической безопасности (2025)

Введение. С 2020 года взаимодействие в рамках БРИКС развивалось в соответствии с Концепцией сотрудничества, инициированной Российской Федерацией. Концепция была рассчитана до 2025 года, соответственно сегодня активно обсуждаются контуры будущего взаимодействия. В представленной статье автор изучает возможности внутриблокового взаимодействия с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности стран-участниц. В статье рассмотрены национальные интересы, определены точки совпадения и сложности в двусторонних отношениях. На основе проведенного анализа дана оценка потенциала сотрудничества и предложены наиболее эффективные формы взаимодействия.

Материалы и методы. При написании статьи использовался сравнительный метод научного исследования. На первой стадии был проведен анализ нормативных документов, прямо или косвенно регулирующих вопросы национальной экономической безопасности стран-участниц. Также было проведено сравнение положений этих документов с положениями «Концепции сотрудничества стран БРИКС». Далее на основе анализа официальных статистических данных, представленных как международными структурами, так и национальными агентствами и министерствами, был оценен прогресс стран по достижению собственных национальных интересов в сфере экономической безопасности.

Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что у стран БРИКC есть четыре подхода к регулированию вопросов экономической безопасности: наличие специального документа, закрепление положений экономбезопасности в конституциях, включение вопросов безопасности в общее эконмическое регулирования, реализация общенациональных программ. Также было выявлено несовпадение интересов и приоритетов у ряда стран. Часть стран, включая Россию, больше озабочены вопросами меняющегося миропорядка, энергетической безопасности, отхода от доллара в международных расчетах, обхода экономических и финансовых санкций. В то же время для ряда стран наиболее актуальными остаются вопросы продовольственной безопасности и бедности.

Обсуждение и заключение. Среди стран БРИКС всеобъемлющая стратегия экономической безопасности есть только у России. Обеспечение экономической безопасности в рамках общеэкономического регулирования осуществляют КНР и Индия. Иран, Индонезия и в Египет закрепили основные положения в своих конституциях. Остальные страны предпочитают общенациональные программы по наиболее актуальным направлениям. Анализ как нормативных документов, так и расходов на проведение определенной экономической политики позволил установить, что проблемами обострения конкуренции за лидирующие позиции в мировой экономике озабочены Россия и КНР. Проблема энергобезопасности актуальна для всех, но для России и Ирана это стабильный экспорт, а для ЮАР – это проблема энергетической бедности. Отход от доллара важен для России, Ирана, КНР и в определенном объеме для ОАЭ. Проблемы продовольственной безопасности и бедности актуальны для Египта, Бразилии, Эфиопии, ЮАР, частично для ОАЭ. Было установлено, что среди рассмотренных стран в наибольшей «эконмической безопасности» находятся Индонезия и ОАЭ.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 21, №1 (2025)
Автор(ы): Васильев Алексей Владимирович
Сохранить в закладках
Сотрудничество в рамках БРИКС+ как новый формат интеграционного процесса быстроразвивающихся стран (2025)

Введение. В условиях глобальных трансформаций, вызванных экономическими кризисами, изменениями в международной политике и процессами деглобализации, формирование нового многополярного мирового порядка становится одной из ключевых тенденций. Межгосударственное объединение БРИКС+, включающее такие страны, как Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка, Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иран и Эфиопия, играет важную роль в этом процессе. БРИКС+ становится альтернативой традиционным западным институтам, предлагая новые подходы к экономическому сотрудничеству, дедолларизации и созданию альтернативных платежных систем. Цель данного исследования заключается в оценке влияния БРИКС+ на глобальную экономическую архитектуру и определении текущих вызовов, связанных с расширением данного межгосударственного объединения.

Материалы и методы. В настоящем исследовании использованы данные из открытых источников, включая статистические отчеты, аналитические материалы международных организаций, а также публикации в научных изданиях. Для анализа экономических показателей стран-участниц БРИКС+ применялись методы сравнительного анализа, включая сопоставление данных по ВВП, объемам торговли и энергетическим ресурсам. Также были рассмотрены инициативы БРИКС+ в области дедолларизации и создания альтернативных платежных систем. Особое внимание уделено процессам расширения объединения и его влиянию на глобальную экономическую архитектуру.

Результаты исследования. Расширение БРИКС+ и его экономические успехи ставят под сомнение доминирование традиционных западных институтов, таких как Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ). Однако внутренние разногласия между странами-участницами, такие как напряженность между Китаем и Индией или Саудовской Аравией и Ираном, могут затруднить достижение консенсуса по ключевым вопросам. Кроме того, различия в уровне экономического развития и политических систем требуют более гибкого подхода к координации сотрудничества. Несмотря на эти вызовы, БРИКС+ обладает значительным потенциалом для укрепления своей роли в глобальной экономике. Инициативы по дедолларизации и созданию альтернативных платежных систем могут стать важным шагом к формированию новой финансовой архитектуры, независимой от западных институтов. Расширение сотрудничества с региональными блоками, такими как ЕАЭС, АСЕАН и МЕРКОСУР, также открывает новые возможности для экономического роста и интеграции.

Обсуждение и заключение. БРИКС+ становится важным игроком на мировой арене, предлагая альтернативу традиционным западным институтам и способствуя формированию многополярного мирового порядка. Расширение объединения и рост экономических показателей свидетельствуют о его растущем влиянии. Однако для дальнейшего успеха странам-участницам необходимо укреплять координацию и находить компромиссы по ключевым вопросам. В условиях глобальной экономической нестабильности БРИКС+ может стать платформой для гармоничного взаимодействия стран Глобального Юга и противодействия гегемонии западных держав.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 21, №1 (2025)
Автор(ы): Чикова Анастасия Евгеньевна
Сохранить в закладках
РОЛЬ БРИКС В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (2025)

В статье рассматривается роль БРИКС в современных международных отношениях. Основное внимание уделяется значимости этой организации в укреплении сотрудничества между её участниками и координации их позиций по ключевым глобальным вопросам. Анализируются различные формы взаимодействия в рамках БРИКС, включая регулярные саммиты, встречи представителей Министерств иностранных дел и министров финансов.

Издание: ГЕОПОЛИТИКА И ЭКОГЕОДИНАМИКА РЕГИОНОВ
Выпуск: Т. 11 № 1 (2025)
Автор(ы): Закиров Ильнур Вагизович
Сохранить в закладках