Актуальность статьи связана с изменениями государственной политики по приоритетам пространственного развития России в сторону малых городов и сельских поселений. Новые национальные проекты ставят перед ними трудные задачи в силу недостаточного числа профессиональных работников по реализации государственных политических вопросов. Авторы анализируют системные меры, принятые для решения поставленных проектами задач в Дальневосточном федеральном округе, в т. ч. ключевой проблемы - демографической, с чем связан продолжающийся миграционный процесс. Показаны социальные проблемы Приморского края, в частности в малых городах Спасск-Дальний и Большой Камень, потери населения из-за миграционных процессов, требующих наличия приоритетных проектов по модернизации инфраструктуры. Авторы обращают внимание на значение и недостатки специально разработанного Индекса качества городской среды. В век технологий особо отмечается необходимость в регионах новой культуры управления, его эффективность, ответственность. Авторы выдвигают суждение об изменениях в молодежной политике, предлагают возможные решения проблем образования в малых городах и на селе. Результаты исследования могут быть рекомендованы управленческим структурам регионов.
Целью исследования является качественная оценка условий проживания населения в пригородах Санкт-Петербурга, в том числе выявление отличий и общих закономерностей развития этих пригородов по разным направлениям от центра города. Материалы и методы. Использованы результаты онлайн-опроса жителей пригородов Санкт-Петербурга, по их отношению к комфортности проживания в своих населенных пунктах Результаты и обсуждение. В рамках установленных авторами условных границ пригородной зоны исследуемого региона выявлены типичные общие проблемы и схожие черты в развитии социальной жизни и связи с центром, а также различия северных, восточных и южных пригородов относительно условий проживания, транспортной доступности и самоидентификации. Заключение. По результатам качественной оценки жителями пригородов, участвующих в анкетировании, интересно было проследить степень влияния Санкт-Петербурга на образ жизни и особенности взаимодействия в системе «центр-пригород» в различных группах пригородных территорий. Существует необходимость проведения скоординированной пригородной «региональной политики»; большая часть населения пригородной зоны не планирует покидать её пределы; соответственно её развитие, в особенности пространственное, будет продолжаться и дальше.
В статье приведены результаты исследований жизнеобеспечения сельских территорий, состояния сельской экономики и инфраструктуры в отдельных регионах России по принципу социо-эколого-экономических оценок, выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются жители сельских районов. Основное внимание уделено недостаточной инфраструктуре, обеспеченности медицинскими и образовательными услугами, развитию сельского хозяйства и миграционным процессам в сельской местности. В статье обоснованы стратегические векторы, возможные пути улучшения ситуации в сельских поселениях регионов России на основе модернизации инфраструктуры, создания дополнительных рабочих мест, финансовой поддержки сельхозпроизводителей, диверсификации сельской экономики, развития малого и среднего бизнеса в сельских районах. Предложены рекомендации для государственных органов и общественных организаций, направленные на улучшение условий жизни и труда жителей сельских районов, стимулирование экономического роста в сельской местности.
В данной статье рассмотрены современные подходы к управлению развитием неурбанизированных территорий. Выполнен анализ основных теоретических подходов к определению понятия и признаков неурбанизированных территорий. На основе анализа литературных источников и нормативных актов выявлены актуальные тенденции в области классификации территорий и муниципальных образований. Определены основные направления и промежуточные результаты реформы местного самоуправления, предусматривающей переход на одноуровневую систему. Представлена структура местного самоуправления в различных регионах России. Определены ключевые направления реализации действующей Стратегии пространственного развития в области обеспечения развития неурбанизированных территорий. Отмечена особая роль единого перечня опорных населенных пунктов (ОНП) как одного из ключевых механизмов реализации Стратегии. Проведен сравнительный анализ подходов к формированию ОНП в различных документах стратегического планирования. Выполнена оценка структуры единого перечня ОНП. Отмечена роль ОНП, являющихся основными центрами предоставления социальных услуг, в обеспечении развития неурбанизированных территорий. Определены основные аспекты инфраструктурного обеспечения развития ОНП данного типа в условиях реформы местного самоуправления. Сделаны выводы об актуальных проблемах и перспективах развития неурбанизированных территорий в рамках функционирования единого перечня ОНП.
В статье исследуются ключевые аспекты обеспечения экономической безопасности сельских территорий, выделяя основные вызовы и перспективные направления их развития. Целью работы является анализ существующих угроз экономической стабильности сельских регионов и предложений по укреплению их экономической устойчивости. Авторы выделяют несколько основных вызовов, с которыми сталкиваются сельские территории: деградация сельскохозяйственных угодий, отсутствие достаточных инвестиций, миграция населения в городские районы и ограниченность доступа к современным технологиям. В статье представлены результаты исследований, демонстрирующие взаимосвязь между уровнем экономической безопасности и устойчивостью сельского производства. Основные выводы исследования подчеркивают необходимость разработки целевых программ поддержки сельского хозяйства, улучшения инфраструктуры и стимулирования малого и среднего предпринимательства в сельских регионах. Также акцентируется внимание на важности государственной поддержки и внедрения инновационных технологий в целях повышения конкурентоспособности сельской экономики. Авторы предлагают стратегические меры по адаптации сельских областей к новым условиям, включая диверсификацию экономики и развитие зеленой экономики. Статья представляет собой значимый вклад в понимание особенностей экономической безопасности сельских территорий и предлагает практические рекомендации для её повышения, что может быть полезно для политики и практики в сфере управления сельским хозяйством и регионального развития.
В статье обосновывается подход к использованию аналитики, позволяющий аргументированно выстраивать шаги по развитию новой инфраструктуры дополнительного образования детей, соединяя единые федеральные ориентиры и целевые показатели с разнообразием региональных условий. Представляются результаты его апробации, свидетельствующие о возможностях инструмента для повышения эффективности управления развитием инфраструктуры дополнительного образования детей. В статье уточнены понятия «инфраструктура», «управление развитием», «доступность», выделены ключевые подходы к перечню контекстных показателей относительно темы исследования. Предложенные управленческие решения основаны на полученных данных результатов самообследования региональной системы дополнительного образования детей, с учетом соотнесения системных и контекстных показателей, а также стратегии социально-экономического развития региона. Полученные результаты дают возможность определять тактику создания новых мест в регионе, выбирая компенсирующий или усиливающий подходы, учитывая распределенную или централизованную сложившуюся модель управления в сфере образования в субъекте Российской Федерации, способствуют повышению доступности и качества образования, позволяют целесообразно распределять ресурсы, обеспечивая сбалансированное достижение охвата в регионе с учетом контекста. Результаты исследования могут быть использованы руководителями региональных и муниципальных органов управления образованием, а также руководителями организаций для принятия решений о развитии новой инфраструктуры учреждений дополнительного образования детей.
В статье основное внимание сосредоточено на представлении графических моделей управления организационно-технологическими процессами содержания и ремонта линейно-рассредоточенных объектов в виде оперограмм информационных потоков как инструментов оценки надежности организационно-технологических процессов в рамках деятельности центра управления инфраструктуры центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Рассмотрена методика оценки эффективности управления инфраструктурным комплексом, позволяющая сокращать потери путем уменьшения влияния человеческого фактора. Целью настоящего исследования являлось графическое моделирование информационных процессов содержания и ремонта инфраструктурных элементов железной дороги. Структура графических моделей в статье представлена в виде графа с множеством вершин и дуг, символизирующих исполнителей и информационные связи между ними. Информационные потоки, циркулирующие в системе, приняты подчиняющимися законам Пуассона, время их обработки - показательному закону. Предложен алгоритм моделирования информационных процессов, состоящий из восьми позиций: обоснования графа информационных взаимосвязей операций по управлению выявленными отказами технических средств железнодорожного пути; описания графа системой дифференциальных уравнений; моделирования информационных потоков; анализа вероятностей выполнимости операций и цикла управления выявленными отказами; расчета коэффициента загрузки участников структурных подразделений; изменения их числа и продолжения моделирования информационных процессов. Изложена процедура формирования информационного потока по выявлению отказов путеизмерительным вагоном и последовательность принятия решений по их устранению. Предложенный подход позволяет применить метод оптимизации продолжительности восстановительных работ и оценить организационную надежность технологических процессов текущего содержания и ремонта объектов инфраструктуры железной дороги.
Предметом исследования является расширение торгового влияния Китайской Народной Республики на постсоветском пространстве в период 2013-2024 гг. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как развитие транспортной инфраструктуры, энергетическое сотрудничество и индустриальные проекты КНР в странах Центральной Азии, Южного Кавказа и Восточной Европы. Особое внимание уделяется геоэкономическим механизмам КНР, включая инициативу «Один пояс, один путь», использование финансовых инструментов Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, а также стратегию «ресурсы в обмен на инфраструктуру». Анализируются формы внедрения китайского капитала в экономику региона, включая совместные предприятия, модернизацию логистических узлов и трансформацию внешнеторговой структуры. Объектом наблюдения выступают двусторонние торговые отношения Китая с ключевыми странами бывшего СССР и их участие в инфраструктурных инициативах Пекина. Исследование направлено на выявление устойчивости и долгосрочных последствий данных процессов для регионального баланса сил. Методология исследования опирается на системный и сравнительно-исторический подход, включает анализ статистических данных, официальных программ и инфраструктурных проектов, а также применение SWOT-анализа для выявления сильных и слабых сторон китайской стратегии. Основными выводами проведенного исследования являются выявление ключевых направлений и механизмов торгового внедрения Китая в постсоветское пространство, а также определение факторов, способствующих его экономическому доминированию в регионе. Новизна исследования заключается в комплексном анализе китайской стратегии, сочетающей инвестиции, торговлю, инфраструктурное развитие и энергетическое сотрудничество. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация эмпирических данных по товарообороту, инфраструктурным проектам и инвестиционной активности КНР в различных странах постсоветского региона. В работе также предложена оригинальная интерпретация баланса влияния между Китаем, Россией и Западом в условиях полицентричной модели взаимодействия. Сделан вывод о том, что китайская торговая модель имеет долгосрочный и стратегический характер, постепенно трансформируя экономическую карту Евразии и закрепляя за КНР статус одного из ключевых внешнеэкономических акторов постсоветского пространства.
В данном исследовании основное внимание уделяется взаимодействию Вьетнама и стран АСЕАН в реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) с 2015 по 2024 год. Рассматривается актуальность темы в контексте глобализации и твёрдой приверженности стран АСЕАН ЦУР. Несмотря на важную роль Вьетнама в продвижении ЦУР в регионе, их реализация сталкивается с множеством трудностей, особенно из-за различий в уровнях развития стран региона и глобальных экологических проблем. Объектом исследования является взаимодействие Вьетнама и стран АСЕАН в достижении ЦУР в период с 2015 по 2024 годы, а предмет включает направления, формы и механизмы сотрудничества в реализации ЦУР. Цель работы заключается в выявлении специфики, анализе тенденций и проблем взаимодействия Вьетнама и стран АСЕАН в данной области за указанный период. В исследовании используются теории международных отношений, в частности неолиберальная парадигма, для анализа взаимоотношений Вьетнама и АСЕАН в процессе реализации ЦУР. Новизна исследования заключается в систематизации и углубленном анализе уникальных механизмов взаимодействия Вьетнама с АСЕАН в части реализации ЦУР, выявлении специфики его роли как ключевого актора в условиях разнородного регионального развития. Автор стремится обосновать новые знания о вкладе Вьетнама в преодоление климатических и финансовых вызовов через инновационные инициативы, которые ранее не получали комплексного изучения в контексте деятельности АСЕАН. Исследование впервые интегрирует анализ успехов Вьетнама в достижении ЦУР с критическим осмыслением структурных барьеров, таких как экономическое неравенство и недостаток финансирования, предлагая стратегии их преодоления через усиление региональной кооперации. Выводы исследования показывают, что, несмотря на значительное расширение сотрудничества между Вьетнамом и странами АСЕАН в реализации ЦУР, оно по-прежнему сталкивается с проблемами, такими как неравенство в развитии и нехватка финансовых ресурсов. Сотрудничество продолжает углубляться благодаря укреплению государственно-частного партнерства, увеличению финансирования проектов ЦУР и продвижению инициатив в области возобновляемых источников энергии. Таким образом, в статье представлен комплексный обзор сотрудничества Вьетнама и стран АСЕАН в реализации ЦУР, подчёркивающий его важность для устойчивого развития в регионе и в мире.
Нигерия, самая густонаселенная страна Африки, традиционно является получателем иностранной помощи. Только в 2023 году она получила более 4 миллиардов долларов официальной помощи в целях развития. Этот поток иностранной помощи направлен на поддержку усилий нигерийского правительства по решению серьезных социально-экономических проблем, таких как бедность, неадекватное медицинское обслуживание и нехватка рабочей силы. Однако, несмотря на значительный объем помощи, Нигерия продолжает сталкиваться с политическими и социально-экономическими вызовами. Среди ученых ведутся постоянные дискуссии о том, как международная помощь влияет на траекторию развития страны. Эти дебаты отражают сложную взаимосвязь между динамикой внешней помощи и политической экономикой Нигерии. Политические факторы также играют свою роль в определении политики и использования иностранной помощи, оказывая непропорционально большое влияние на некоторые регионы по сравнению с другими. Коррупция и неэффективное управление в Нигерии препятствуют использованию помощи для выгодных инвестиций, что ограничивает её экономические выгоды. Данное исследование посвящено анализу влияния иностранной помощи на развитие страны, и основано на тематических исследованиях, теоретической базе и обзоре литературы. В исследовании используется политэкономический подход, который подчёркивает взаимосвязь политических, экономических и социальных факторов, определяющих результаты развития. Уникальность этого исследования заключается в сочетании существующей литературы с углублёнными тематическими исследованиями, что позволяет глубже понять особенности предоставления помощи в нигерийском контексте. Теоретические основы, такие как институциональная теория, рассматриваются в контексте реальных примеров, таких как Программа реинвестирования субсидий и расширения прав и возможностей (SURE-P) и Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Это обеспечивает комплексный анализ вопросов управления, подотчётности и устойчивости помощи. Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что для повышения прозрачности и подотчетности в области помощи необходимо укрепить институциональные основы, улучшить системы сбора и мониторинга данных и способствовать более тесному сотрудничеству между государством, гражданским обществом и иностранными донорами. Это исследование предоставляет ценную информацию для политиков и специалистов по развитию, стремящихся максимально увеличить положительное влияние иностранной помощи на устойчивое развитие Нигерии.
В статье проанализированы процессы включения традиционных конфессиональных сообществ в современный религиозный рынок России с использованием масштабных инфраструктурных преобразований на примере небольшой этноконфессиональной группы потомков казаков‑некрасовцев Имеретинской бухты, переселившихся сюда из Турции в начале ХХ века. В качестве основных источников использованы полевые наблюдения и опросы автора, производившиеся среди прихожан Русской православной старообрядческой церкви (белокриницкое согласие), а также жителей ФТ «Сириус» и города Приморско‑Ахтарск Краснодарского края в 2020, 2023–2024 годах. В статье предпринята попытка показать, каким образом строительство объектов Олимпиады‑2014 привело к радикальной пересборке социальных связей в общине, ориентировав ее на налаживание контактов с властными структурами, поиск своего места в государственных общественно‑политических проектах и финансовой поддержке правительства, активизацию микроэкономической деятельности, связанной со скачком в туристическом бизнесе. Особенное место уделяется выяснению роли влияния новой инфраструктуры на переосмысление старообрядцами прозелитической активности и использование вновь открывшихся возможностей в привлечении неофитов, в том числе ценой некоторых уступок и ослабления значимых для старообрядцев ритуальных практик. Этот процесс, по мнению автора, свидетельствует о фактическом принятии местным сообществом и его лидерами представления об индивидуальном рациональном выборе религии и включенности старообрядческой церкви в пространство религиозного рынка, частично регулируемого государством.
В данной публикации анализируются алгоритмы машинного зрения для мониторинга норм безопасности на стройках. Описывается процесс создания алгоритма: от сбора и аугментации изображений до обучения модели искусственного интеллекта. В предыдущей работе была разработана модель для определения опасной зоны вокруг крана и контроля перемещения персонала с выдачей предупреждений.