Научный архив: статьи

Рубрика: 378.4. Университеты
Современное высшее образование: соотношение гуманитарного и профессионального компонентов (2025)

Статья посвящена проблеме гармонизации гуманитарного и профессионального компонентов в современном высшем образовании. На основе анализа исторического контекста и современных практик авторы рассматривают роль гуманитарных наук в формировании этических норм, культурной компетентности и критического мышления. Особое внимание уделено вызовам постсоветского периода, включая формальный подход к гуманитаризации в технических вузах и технократический уклон образования.

Автор(ы): Голудин Иван Андреевич, Шигаев Арсений Алексеевич
Сохранить в закладках
Почему нам не нужны рейтинги университетов (2025)

Распространение глобальных университетских рейтингов как инструмента оценки научной деятельности требует критического осмысления, учитывая нарастающий объем методологических возражений и замечаний и их потенциально деструктивное влияние на академические системы. Цель настоящего исследования заключается в комплексном анализе присущих рейтингам проблем и оценке актуальных альтернатив в контексте формирования научно-технологической политики. На основе систематического обзора англоязычных и русскоязычных академических и серых источников выявлены устойчивые методологические несовершенства: недостаточная прозрачность алгоритмов расчета, ограниченная применимость библиометрических данных для оценки социально-гуманитарных направлений, субъективность весовых коэффициентов агрегированных индексов, неспособность адекватно отразить качество образовательного процесса и управленческую эффективность. Установлено, что рейтинги, опирающиеся на интегральный показатель, в принципе непригодны для оценки организаций вследствие фундаментальных методологических ограничений; рейтинги без применения интегрального показателя, основанные на прозрачной и воспроизводимой методологии с открытым доступом к исходным данным, могут использоваться для аналитических целей при строгом учете присущих количественным метрикам ограничений. Обоснована целесообразность перехода к моделям оценки, основанным на миссии университета. Значимость работы определяется разработкой научно обоснованной позиции, актуальной для реформирования систем оценки исследований в России и странах БРИКС, и аргументацией в пользу интеграции науковедческих подходов в практику научно-технологического прогнозирования и управления.

Издание: ЭКОНОМИКА НАУКИ
Выпуск: Том 11, № 3 (2025)
Автор(ы): Кочетков Дмитрий Михайлович
Сохранить в закладках
С. С. УВАРОВ - СОЗДАТЕЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (2025)

Статья посвящена основным аспектам образовательной и научной политики, связанной с именем графа С. С. Уварова, министра народного просвещения в царствование Николая I в 1830-е-1840-е гг. В результате его деятельности была создана целостная система школьного и университетского образования и науки, давшая значительные результаты, начиная со второй половины XIX в. в самых различных сферах науки, техники, литературы, искусства, государственного строительства и др.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Минаков Аркадий Юрьевич
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (2025)

Рассмотрены важнейшие особенности, педагогические традиции и современные тенденции развития отечественного эколого-географического образования в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Отражена значимость междисциплинарного и практико-ориентированного подходов в подготовке современных специалистов-географов, экологов и туристов. Показаны эффективные формы взаимодействия московской и воронежской географических школ как основы их формирования в качестве ведущих центров географической культуры и эколого-географического образования.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Куролап Семен Александрович
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НАСЛЕДИИ ВОРОНЕЖСКИХ УЧЕНЫХ: ОТ М. В. ЛОМОНОСОВА ДО НАШИХ ДНЕЙ (2025)

Представлен анализ педагогических традиций Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, созданных педагогическим гением плеяды ученых в области педагогики, психологии, философии, признанных сегодня классиками, которые работали в МГУ в разные годы. По мнению автора, эти традиции заложены преимущественно нашим великим соотечественником М. В. Ломоносовым, который, по сути, являлся основателем учебного заведения. В статье сделан акцент на активной педагогической деятельности М. В. Ломоносова, актуальности разработанных им принципов и методов обучения и воспитания, идей развития среднего и высшего образования в России. Автор отмечает, что педагогическое наследие, представленное в традициях обучения и воспитания, основах преподавания различных учебных дисциплин, позволяет и сегодня ученым, преподавателям, наставникам молодежи обогащать теоретические и практические знания и навыки в области педагогики.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Ковтуненко Любовь Васильевна
Сохранить в закладках
ДИАЛОГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2025)

В статье затрагивается тема диалога в образовательном пространстве классического университета. Подчеркивается, что диалогизм образовательного процесса - это одна из традиций отечественного университетского образования, заложенная основателями Московского государственного университета. В статье обсуждаются понятие диалога и сложности самого процесса. Дается обобщенная характеристика проблемы диалога в высшей школе. Излагаются взгляды автора на проблему. В заключение раскрывается полифонизм диалога в образовательном пространстве университетов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Дронова Татьяна Александровна, Дронов Александр Алексеевич
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, ПОСВЯЩЕННОЙ 270-ЛЕТИЮ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА) (2025)

Представлен аналитический обзор материалов конференции «Педагогические традиции Московского университета», посвященной 270-летию вуза. Организатором мероприятия выступил факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. В статье изложены ключевые идеи докладов, представленных сотрудниками Московского университета - деканами, профессорами, преподавателями, аспирантами различных факультетов, а также коллегами из других вузов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Романова Е. А.
Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (2024)

Актуальность настоящего исследования обусловлена активным внедрением в образовательную среду информационно-коммуникационных технологий, что, в свою очередь, определяет необходимость детального рассмотрения вопросов и механизмов совершенствования деятельности преподавателя университета, непосредственно связанной с их реализацией, - информационно-коммуникационной деятельности. В статье проанализированы аспекты профессионально-педагогической деятельности педагога высшей школы в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды. Представлены результаты исследования, нацеленного на выявление характера деятельности педагогов в рамках использования цифровых устройств (компьютер, смартфон, планшет, ноутбук); особенностей использования цифровых технологий для обеспечения контроля, обратной связи, дискуссий в учебном процессе; особенностей деятельности, связанной с проектированием, разработкой и использованием уже созданных (в том числе, другими авторами) электронных образовательных ресурсов; возможностей и характера организации образовательного процесса в онлайн и (или) смешанном режиме; опыта использования преподавателями современных средств коммуникации в профессионально-педагогической деятельности для эффективного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Результаты проведенного исследования, их детальный анализ и полученные выводы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности с целью рассмотрения и дальнейшего изучения процесса профессионального и личностного развития преподавателя университета как субъекта информационно-коммуникационной деятельности.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
Автор(ы): ГАРАЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ЭКОНОМИСТА (2024)

Целью исследования является моделирование процесса формирования качеств вторичной языковой личности будущего экономиста в контексте профессионально ориентированной образовательной среды. Научная проблема заключается в отсутствии прикладных, методических, организационно-педагогических рекомендаций по формированию качеств будущего специалиста экономической сферы. Таким образом, данная научная статья носит полидисциплинарный характер в силу пересечения педагогической, психологической, экономической научных сфер с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. При написании статьи применены методы анализа, синтеза, сравнения, систематизации и моделирования. Обоснованная структура модели включает в себя четыре блока: концептуальный, содержательный, процессуальный, результативный. При построении модели формирования качеств вторичной языковой личности экономиста-профессионала, прежде всего, определены потребности социума и государства, личностные мотивы обучающихся, а также дидактические возможности дисциплины «Иностранный язык» на экономических направлениях подготовки. Педагогическая ретроспекция и обобщение опыта преподавания иностранного языка будущим экономистам, теоретико-методологическая база исследования в качестве основы модели формирования качеств вторичной языковой личности позволили установить составляющие компоненты профессионально ориентированной образовательной среды, реализуемой при психолингвистическом подходе. В содержательном блоке мы углубляемся в понятие вторичной языковой личности, раскрывая ее через качества, которые могут быть сформированы в процессе иноязычной подготовки обучающихся экономических направлений подготовки. Для данной манипуляции нами был проведен научный анализ литературы в области педагогики, психологии, лингводидактики, микро- и макроэкономики на предмет изучения особенностей профессиональной и языковой личности экономиста. Концептуальный и содержательный блоки в совокупности формулируют новизну нашего исследования - построение процесса формирования качеств вторичной языковой личности будущих экономистов-профессионалов на принципах психолингвистического подхода в профессионально ориентированной образовательной среде. Отличительные особенности подготовки студентов высшей школы также отражены в выборке методов и приемов для процессуального блока. Выводы и результат нашего исследования полезен для дальнейшего изучения качеств вторичной языковой личности экономиста-профессионала в вузе и апробации модели формирования качеств вторичной языковой личности студентов высшей школы.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
Автор(ы): Боярко Светлана Андреевна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ (2025)

В статье рассматривается проблема формирования и развития лидерских качеств руководителей образовательных организаций в условиях магистерской подготовки. Подчеркивается значимость лидерских компетенций для успешного управления образовательными учреждениями в условиях современных вызовов. Анализируется опыт реализации магистерских программ и профессиональной переподготовки управленческих кадров, а также педагогические условия, способствующие развитию лидерского потенциала. На основе проведенного исследования предлагаются подходы и технологии для формирования лидерских качеств и управленческих компетенций у руководителей образовательных организаций.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Галустян Ольга Владимировна, ПОДГОРНАЯ С.Д., Фокин Николай Игоревич
Сохранить в закладках
ВУЗЫ РЕГИОНОВ Г ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА (2025)

В статье рассматривается значение для работы вузов подготовки к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и проведения Года защитника Отечества, обобщается опыт работы ряда вузов ЦФО РФ, входящих в Ассоциацию вузов Центра России, обращается внимание на актуальные для исследований педагогики высшей школы проблемы.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): АРТЕМЕНКОВ М.Н.
Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА МОСКОВСКИХ ВЫСШИХ ЖЕНСКИХ КУРСАХ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЕМЕЙНОГО АРХИВА) (2025)

Представленные неопубликованные воспоминания выпускниц Московских высших женских курсов начала XX в. позволяют выявить взгляд курсисток на высшее женское образование как средство повышения социального статуса, способ саморазвития личности, раскрыть уровень их политизированности, отношение к преподаваемым дисциплинам и профессуре.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ПОПОВА М.К.
Сохранить в закладках