Сегодня одним их основополагающих в российской политической повестке дня стал вопрос, непосредственно касающийся долгосрочных трендов устойчивого развития страны. Университеты имеют уникальные возможности для продвижения повестки дня на период до 2030 года, предоставляя источник экспертных знаний в области исследований и образования по всем секторам достижения целей устойчивого развития региона (далее ЦУР). Вузы, являясь центром, формирующим долгосрочные тренды устойчивого развития страны в целом, могут способствовать преобразованию ЦУР в поддающиеся измерению и, ориентированные на конкретные регионы цели, активно сопоставляя академический капитал с приоритетами государственной политики и делая знания и ресурсы доступными для всех структур гражданского общества. С момента активизации туристического кластера Адыгеи и, в связи с активным освоением горной территории, проблема устойчивого развития региона стала объектом пристального внимания как со стороны региональных органов государственной власти, так и научного сообщества. В Программе развития Адыгейского государственного университета на 2021-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в качестве приоритетных определены такие цели устойчивого развития как ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие», ЦУР 4 «Качественное образование», ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост», ЦУР 13 «Борьба с изменением климата» и ЦУР 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития». Ни одна из целей устойчивого развития - от обеспечения гендерного равенства до, например, сохранения и рационального использования природных ресурсов - не может быть достигнута без активного участия системы высшего образования.
Риски дестабилизации этнополитической, этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе, активно протекающие миграционные процессы, а также традиционные для данного макрорегиона социально-экономические проблемы и вопросы межэтнических отношений актуализируют государственную политику идентичности на уровне регионов и страны в целом. Одним из механизмов укрепления российской национальной идентичности является брендинг регионов. Цель исследования – проанализировать представления об уникальности региона, ценности, уровни идентичности населения Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, найти общие для регионов смыслы и ценности, которые, отражаясь в брендах, включаются в государственную политику идентичности, укрепляя ее национальный уровень.
Материалы и методы. Эмпирические материалы включают в себя количественные данные массового опроса, проведенного в октябре ‒ ноябре 2023 г. в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Дагестане и качественные (нестандартизированные интервью с экспертами). Методологический дизайн исследования построен на использовании междисциплинарного подхода и сравнительного анализа кейсов трех регионов, что позволило, опираясь на принцип триангуляции, выявить общее и особенное в определении потенциала брендинга для укрепления российской национальной идентичности.
Результаты исследования. Выявлены особенности и ключевые характеристики исследуемых регионов. Установлено, что целостного сложившегося бренда региона в них нет, однако очевидны источники его формирования – это представления жителей об уникальности региона и маркеры, по которым жители идентифицируют себя с ним. В Адыгее и Кабардино-Балкарии – это высокий уровень комфорта при сохранении этнических традиций, в Дагестане – значимая роль религии и этнических традиций, активная ориентация жителей на предпринимательскую деятельность.
Обсуждение и заключение. Региональная идентичность формируется вокруг уникальных объединительных черт – ценность сохранения этнических традиций и добрососедских отношений, отсутствие межнациональных конфликтов, общие для трех регионов идентификационные маркеры (отношение к родной земле, природе, территории, ценность культурных традиций, языка). Опора на эти ценности в процессе брендинга регионов обеспечивает связь с национальной идентичностью через общие для всех регионов смыслы и ценности. Полученные результаты могут представлять интерес для региональных органов власти, способствовать включению задач по брендингу регионов в политику укрепления национальной идентичности.