ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ (2023)

Предмет. Человеческий капитал является самым ценным ресурсом для всякого современного государства. Вопрос о человеческом капитале напрямую связан с кадровым суверенитетом, с инновационным развитием России и обеспечением национальной безопасности. Уровень образования (в том числе доступность профессионального образования для взрослого населения) является важнейшим индикатором оценки качества человеческого капитала страны согласно методике ООН.

Цели. Выявить тенденции развития национального института высшего образования через изучение языка цифр: данных официальной статистики и исследований ведущих вузов страны, динамики государственных расходов на образование, паспорта национального проекта «Образование», а также смежных с ним национальных проектов и государственных программ.

Методология. В работе использованы общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и прогнозирования.

Результаты. На основе изучения динамики макроэкономических показателей, формирующих социально-демографический портрет современной России, установлен тренд на снижение интереса к высшему образованию в силу ряда объективных причин экономического характера, которые определяют выбор молодежи в пользу среднего специального. Сегодня Россия продолжает занимать высокое место в мировых рейтингах, характеризующих уровень образования населения, и в том числе высшего, однако для удержания высоких позиций требуется пересмотр финансовой политики в сфере образования.

Область применения. Представленные в работе цифры, факты, мнения и выводы могут быть использованы в научно-практической деятельности специалистов в области государственных финансов и демографии, а также в образовательном процессе высшей школы.

Выводы. В свете тенденции увеличения государственных расходов анализ динамики финансовых показателей позволил получить вывод об общей социальной направленности национальных проектов и программ, несмотря на сложнейшие условия формирования федерального бюджета России в настоящее время. Но сложной первоочередной проблемой является резкое увеличение бюджетного обеспечения количества и качества высшего образования в России в ситуации необходимости его модернизации и удержания высокого уровня индекса развития человеческого потенциала.

Издание: ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ
Выпуск: Том 28 № 4 (2023)
Автор(ы): ЖИЛЬЦОВА Юлия Валерьевна
Сохранить в закладках
ИГОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (2024)

Предмет. Игорная деятельность имеет богатую историю в России. Особая привлекательность данного вида досуга для населения и возможность получения налоговых доходов для государства позволили игорной деятельности получить развитие в настоящее время. Актуальность исследования обусловлена множественными проблемными аспектами, связанными с современным игорным бизнесом.

Цели. Рассмотреть государственное регулирование и налогообложение игорного бизнеса в России в ретроспективе. Представить обзор действующей законодательной базы и, кроме того, обозначить блок актуальных нерешенных проблем, связанных с игорной деятельностью.

Методология. В процессе исследования были применены общие и частные научные методы.

Результаты. Проведен анализ развития национального института игорной деятельности, начиная с середины XVI в. и вплоть до настоящего времени. Приведены данные за 2023 г., показывающие рост налоговых доходов от игорного бизнеса и увеличение количества посещений игорных заведений в игорных зонах России. Обозначен спектр разнообразных проблем, связанных с игорной деятельностью, которые требуют разрешения на законодательном уровне. Область применения. Результаты исследования могут применяться в образовательной среде вузов, в научной сфере, а также для разработки новых инструментов регулирования игорной деятельности в РФ.

Выводы. Игорная деятельность в России, несмотря на государственные запреты и ограничения в разные периоды времени, всегда являлась дополнительным источником пополнения казны, поэтому в настоящее время законодатель не может не обращать внимания на данную сферу бизнеса в целях принятия эффективных решений в условиях дефицита бюджетов разных уровней.

Издание: ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ
Выпуск: Том 29 № 2 (2024)
Автор(ы): ЖИЛЬЦОВА Юлия Валерьевна, ЖИЛЬЦОВА Алина Валерьевна, ЗЫКОВА Анастасия Павловна
Сохранить в закладках
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ": ФИНАНСИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ТРЕНДЫ (2024)

Предмет. Национальный проект «Здравоохранение» официально признан приоритетным, так как здоровье граждан является первоочередной целью социально ориентированного государства. В XXI в. наметился отход от исключительно доходного подхода к оценке уровня экономического развития страны по показателю ВВП. В настоящее время важнейшей оценкой является индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий денежные доходы, образование и здоровье граждан. Поэтому проблемы финансирования российского здравоохранения и взаимосвязанные проблемы достижения целевых показателей профильного национального проекта в 2024 г. имеют особую значимость.

Цели. На основе изучения структуры федерального бюджета в динамике, а также достигнутых результатов в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» и мнений членов Правительства РФ установить главный тренд и основные проблемы государственного финансирования отрасли.

Методология. В процессе исследования были применены следующие научные методы: историзм, систематизация, анализ, прогнозирование.

Результаты. Установлено, что уменьшение в последние годы бюджетов национального и федеральных проектов, связанных со здравоохранением, вызвано объективными причинами, но парадигма доступности качественной медицинской помощи каждому россиянину остается не только неизменной, но и получает надлежащее государственное финансирование и качественное развитие в соответствии с запросами современного общества.

Область применения. Результаты исследования могут применяться в образовательной среде высшей школы, в научной сфере, а также для разработки новых инструментов государственной социальной и бюджетной политики.

Выводы. Проблема нехватки государственных источников для финансирования российского здравоохранения существовала давно и, следовательно, не является неожиданной. В 2024 г. запланирован секвестр бюджета в условиях, когда по итогам 2023 г. фактический бюджетный дефицит превысил плановый показатель. В условиях тренда на уменьшение государственного финансирования и с учетом того, что 2024 г. является годом окончания национального проекта «Здравоохранение», под угрозу ставится достижение намеченных целей социального развития.

Издание: ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ
Выпуск: Том 29 № 1 (2024)
Автор(ы): ЖИЛЬЦОВА Юлия Валерьевна, ДЕРЕВЯГИНА Диана Викторовна
Сохранить в закладках