Концепт «книжная культура», вошедший в отечественный книговедческий дискурс в 1980-е гг., в настоящее время является одним из центральных как для историко-книжных, так и для теоретико-книговедческих исследований. Однако он до сих пор не получил в российской науке конвенционального толкования. Цель статьи – сформулировать определение книжной культуры с опорой на доминирующую в современном социогуманитарном знании интерпретативную теорию культуры и теоретико-методологические достижения медиалогии. Показан общетеоретический контекст формирования понятия «книжная культура». Обоснована необходимость прагматического поворота в теоретическом книговедении. Раскрыты возможности теоретических моделей исследователя медиа Г. М. Маклюэна и историка печатной книги Р. Дарнтона для интерпретации термина «книжная культура». Предложено определение книжной культуры как пространства коммуникации между различными социальными акторами, опосредованной облеченными в материальную форму текстами, которые транслируют социально значимую информацию.
Статья посвящена IV Международной научно-практической конференции «Homo legens в прошлом и настоящем», прошедшей 23–25 марта 2023 г. в Новосибирске и Нижнем Тагиле в очном и дистанционном форматах. Цель работы – дать обзор мероприятий, состоявшихся в рамках научного форума, и охарактеризовать выступления участников. Актуальность мероприятия связана с изменениями, которые претерпевают читательские практики в период взрывного распространения экранной культуры. Отток читателей из библиотек и падение тиражей печатных изданий обусловили интерес специалистов к таким проблемам, как формы поддержки чтения, взаимодействие читателя с книгой в пространстве библиотеки, вопросы, связанные с художественным оформлением книжной продукции