По мысли автора, эпоха Модерна заложила двойственность подачи и прочтения образа ученого. Это связано с особенностями воплощения субъективности и особенностями отношений со временем в Модерне. Его культурные образы представлены смысловым пересечением вечности и «злобы дня», они стремятся стать «классикой», но при этом должны уйти в «прошлое», чтобы освободить место «будущему». Образ ученого - не исключение. В его основу заложен негласный конфликт между устремленным к познавательной свободе человеческим духом и тотальным детерминизмом социальной системы. Наибольшего накала этот конфликт достигает в эпоху позднего Модерна, что нашло отражение в произведениях массовой культуры. На примере российского кинематографа автор выявляет художественные способы отражения двойственности образов ученых, определявших развитие науки советского и постсоветского времени. Представлены такие фильмы, как «Весна» (1947), «Девять дней одного года» (1962), «Иду на грозу» (1966), «Еще раз про любовь» (1968), «Отступник» (1987), «Собачье сердце» (1988), Нюхач» (2013), «Семейный альбом» (2015), Консультант» (2016), «Синичка» (2018).