Контекст и актуальность. Функциональное состояние замещающей семьи оказывает значительное влияние на социальное благополучие приемного подростка. Исследование направлено на выявление взаимосвязи между этими аспектами, что важно для понимания процессов адаптации и интеграции приемных детей в новые семьи. Цель. Выявить связь между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Гипотеза. Существует положительная корреляция между функциональным состоянием замещающей семьи и уровнем социального благополучия приемного подростка. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 60 замещающих семей и 60 приемных детей подросткового возраста из различных районов Чувашской Республики. Использовались следующие методики: Опросник «Моя семья», Тест жизнестойкости, Опросник диспозиционного оптимизма, Опросник СОРЕ и «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи». Эти инструменты позволили оценить взаимоотношения в семьях, методы воспитания, определить категорию риска функционального состояния замещающей семьи, исследовать семейные отношения и психологические характеристики подростков. Результаты. Эмпирическим путем была подтверждена гипотеза о существовании связи между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Кроме того, были выявлены особенности этой связи в зависимости от пола подростков. Выводы. Результаты подчеркивают значимость поддержания гармоничного функционирования замещающих семей для обеспечения социального благополучия их воспитанников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содействие психологическому и социальному благополучию подростков сформулировано как профессиональная задача специалистов. В статье представлен анализ работы школьного психолога с базовыми характеристиками качества жизни подростков – психологическим благополучием и социометрическим статусом как надежным показателем социального благополучия обучающихся. Актуальность статьи определяется двумя аспектами – углублением знаний о психологическом и социальном благополучии современных подростков, а также обоснованием использования школьным психологом удобного диагностического кейса. Цель статьи – представить анализ применения компактного диагностического кейса, который может быть рекомендован педагогу-психологу для экспресс-диагностики психологического благополучия подростков, а также для выявления подростков группы социального риска. В данный кейс включены методики: социометрических измерений Я. Л. Морено, жизнестойкости С. Мадди, изучения доверия к себе Н. Б. Астаниной, шкала психологического благополучия (Варвик-Эдинбург). В исследовании участвовали 148 школьников 8-х классов г. Москвы, возраст – 14-15 лет. Рекомендуемый диагностический кейс отвечает значимым с точки зрения школьного психолога характеристикам, которые дополняют нормативные требования, в том числе соответствующие доказательному подходу в психодиагностике. К дополнительным характеристикам кейса отнесены: доступность методик для предъявления в различных форматах; комфортная по продолжительности и обработке результатов процедура исследования; корректность содержания и формулировок вопросов.
 
                            